...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

О критике, «самиздате» и самопродвижении копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "О критике, "самиздате" и самопродвижении копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "О критике, "самиздате" и самопродвижении копирайтера"

 

 

 
   

О критике копирайтера

Критика бывает полезная и не очень. Полезная – та, которая нацелена на помощь копирайтеру, та, которая указывает на его ошибки и подсказывает, как можно улучшить тот или иной текст. Неполезная (ничего не дающая копирайтеру) критика обычно исходит от критиканов – людей, тешущих свое самолюбие за чужой счет, всегда готовых поучить кого угодно чему угодно. Реагировать на каждый «плевок в душу» едва ли стоит.

Особенно критиканство обострилась в эпоху интернета и получило наименование «троллинг». Если раньше ущербный, недовольный своей неказистой жизнью человечек тихо бурчал себе под нос, то теперь он публично (и чаще всего анонимно) может «наезжать» на кого угодно. «Тролли» даже становятся популярными на ниве обливания грязью. Особенно, конечно, достается начинающим авторам, посмевшим «высунуться».

 
   

Копирайтер должен уметь отличать критику от критиканства. При этом ему следует оставаться достаточно объективным и не записывать поголовно критиков в критиканы.

Прежде всего копирайтер должен быть самокритичен. Нельзя отводить глаза, говорить себе, заметив что-то не ладное: «И так сойдет!» Раз заметил сам, то заметят и читатели, а они не простят автора, как он сам или как бы его родственники и друзья сделали. Сторонние люди накажут копирайтера – просто не станут читать текст. Ни журналистский, ни литературный, ни рекламный, ни деловой. Поэтому нет смысла отводить глаза или закрывать их на шероховатости, неточности и т.д.

В редакциях СМИ существует такая «должность» – «свежая голова». Сотрудник, которого назначают «свежей головой» на один день, ничего не делает, только вычитывает идущие в номер материалы. Потому что только свежая голова, «незамыленный» взгляд может заметить нелепости, ошибки и т.д. В связи с этим копирайтеру стоит, если позволяет время, «отложить» текст в стол. Вычитать его через некоторое время на свежую голову, взглянуть на него трезво – тогда он наверняка обнаружит незамеченные ранее огрехи.

Всегда хорошо дать почитать текст сторонним людям: приятелям, знакомым и т.д.

Вручая рукопись знакомым, не стоит говорить, кто является настоящим автором, чтобы «критики» не щадили самолюбие своего близкого человека, а говорили все, как оно есть. Всегда можно сослаться на знакомого или родственника, который попросил прочитать и высказаться.

Также рукопись можно показать собратьям по перу.

Если мнение критика не очень приятно, то не следует упираться: «А я так вижу!»  Это выражение оскорбляет тех, кому оно предназначено. Никто не захочет иметь дело с копирайтером, обладающим завышенной самооценкой и не прислушивающимся к словам других людей. Оправдание «я так вижу» ведет автора в творческий тупик, он идет не навстречу своим читателям, а в обратном направлении – от них.

Копирайтеру едва ли стоит спорить с критиками. Критик может быть полезен даже самым малым советом. Ведь, как известно, одна голова хорошо, а две (три, четыре, пять...) – лучше.

Нужно уметь находить в словах критиков пользу. О пользе критики говорят практически все известные мастера копирайтинга. Вместе с тем, критика, к сожалению, не всегда бывает конструктивной. Критики нередко (и вполне справедливо) удостаиваются резких слов. Бывает так, что мнение критиков и читателей расходятся.

Очевидно, что отказ в одном издательстве или в один период времени вовсе не означает отказ везде и навсегда.

 

«Самиздат» копирайтера

Если все издательства отклонили рукопись, то свидетельствует ли это, что текст плохой. Вовсе необязательно. История знает множество случаев, когда авторы публиковали свои произведения за свой счет и добивались успеха.

Конечно, неуспешных примеров очень много. Обычно автор печатает книгу в тысячу экземпляров, дарит несколько десятков друзьям, а все остальное безуспешно пытается продать. Дом такого писателя надолго превращается в книжный склад. Часто, только получив тираж, автор узнает, что книжные магазины не берут на реализацию самиздатовские книги, а литературные критики и обозреватели не пишут на них рецензии.

И все-таки в современных условиях самиздат получил гораздо большие возможности. Во-первых, появилась технология print on demand (печать по запросу). Она позволяет печатать столько экземпляров книги, сколько заказано. Это помогает авторам избежать финансовых затрат на печать большого тиража и его хранение.

Во-вторых, электронные книги. Сегодня есть множество сервисов, которые позволяют опубликовать книгу и получать за нее роялти, фактически ничего не инвестируя. Крупнейшие сервисы – Amazon, Smashwords, Литрес и т.д. Многие авторы продают десятки и сотни электронных книг в день.

Интернет дал огромные возможности копирайтерам всех типов. Сегодня легко найти (или создать собственный) сайт, на котором можно опубликовать любой свой текст – статью, пресс-релиз, повесть и т.д.

К услугам копирайтеров также множество самых разных социальных сетей, на которых очень легко найти свою целевую аудиторию.

 

Самопродвижение копирайтера

Конечно, необходимо продвигать себя на рынке. В таком случае у него будет и больше заказчиков, и больше аудитории, и больше возможностей для творческой самореализации.

Копирайтер продвигает себя на рынке, в первую очередь, за счет качества своих текстов. Но у начинающих авторов обычная проблема заключается в том, что об их текстах никто не знает, а потому и составить собственное представление не может. На самом деле насчитывается немало способов продвинуть себя на рынке.

 Некоторые копирайтеры считают, что им поможет помощь мэтра. Что если обратиться к заслуженному представителю рекламы, журналистики, пиара или литературы, то он замолвит о тебе слово «кому надо» и карьера полетит, как на крыльях. Конечно, полезные знакомства никто не отменял. Но обычно рекомендуют именно за профессионализм, а не за красивые глазки.

Издателям просто невыгодно публиковать некачественные тексты. Чтобы текст пошел «в печать» он должен отвечать хотя бы минимальным профессиональным требованиям. Никакая «лапа» произведение за автора писать не будет.

Конечно, лучше всего копирайтера продвигают его качественные тексты. Однако ускорить процесс продвижения все же можно также и с помощью определенного веками наработанного инструментария.

Пожалуй, самыми эффективными являются конкурсы. Они бывают практически во всех видах копирайтинга: и у журналистов, и у рекламистов, и у пиарщиков, и у литераторов. Бывают конкурсы для начинающих и для профессионалов. Бывают конкурсы более-менее объективные и, к сожалению, такие, про которые говорят: «там уже все схвачено». Как бы то ни было, в конкурсах участвовать стоит.

Конкурсы дают возможность:

– лучше прочувствовать ширину и глубину «поля», на котором «играет» копирайтер,

– узнать своих конкурентов,

– познакомиться с другими профессионалами, завести полезные знакомства,

– работать на свое творческое портфолио («финалист конкурса...», «победитель конкурса...», «лауреат конкурса...» и т.д.).

Но стоит ли брать как образец то, что получает награды на конкурсе? Нет. Во-первых, приоритеты жюри меняются вместе с модой и составом самого жюри. А во-вторых, лучшим приоритетом является читатель – аудитория, для которой пишется текст. Если одно с другим не совпадает, то ничего и не получится. Если посмотреть на имена победителей известных литературных конкурсов и на имена самых продаваемых авторов, то совпадений будет немного. О многих лауреатах не слышали до конкурса и забывают сразу же после него.

Тем не менее, после получения премий у многих книг повышаются продажи. То есть если книга, отмеченная премией, хорошая, то круг читателей увеличивается. Если плохая, то премия в продвижении ничем не поможет, книгу быстро забудут.

Бернард Шоу относился к премиям с юмором. Получив в 1925 году Нобелевскую премию по литературе, он назвал это событие «знаком благодарности за то облегчение, которое он доставил миру, ничего не напечатав в текущем году».

Так что премии, награды – вещь приятная, но не заменяющая работы над повышением качества текста.

Еще один из приемов самопродвижения – оригинальное поведение автора. Так себя продвигал автор «99 франков» Фредерик Бегбедер, нюхающий кокаин на глазах полиции и, соответственно, попавший в отделение и в сводки новостей.

В предложении редактору необходимо указать, есть ли у копирайтера блог, подкаст, свой сайт. Наличие дополнительного пути продвижения может благоприятно сказаться на решении редактора о сотрудничестве.

И еще: когда рукопись статьи или книги отправлена редактору, не нужно ждать сложа руки. Следует работать над новыми текстами.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Литературные агенты, учеба, мистика и слава

Литературный копирайтинг

Формы, роды, жанры литературы

Эпос и его жанры

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru