...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Четыре акта и пять актов в истории для текста копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Четыре акта и пять актов в истории для текста копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Четыре акта и пять актов в истории для текста копирайтера"

 

Четыре акта в истории для текста копирайтера

 

Если важное изменение в истории происходит в ее средней точке, то структура может иметь не три, а четыре акта. Такой подход позволяет ускорить темп в средней части истории.

Деление драмы на четыре акта возникло в XIX веке, но не стало особо популярным.

Интересный пример четырехактной структуры приводит А. Каптерев:

 
   

«Японский режиссер Такеши Китано блестяще проиллюстрировал эти четыре части в одном своем сценарии 1970 г. Сценарий очень короткий. На самом деле он настолько короткий, что я могу привести его здесь в полном объеме. Он называется "Самурай в туалете":

(>_<)

(о_о)

(0_0)

(^_^)

Вот и все. Это весь фильм. Он состоит из 20 знаков. Возможно, он немного неприличный, но, несмотря на это, классный! Посмотрите: в нем есть все, что должно иметься в фильме (и в презентации): начало, середина и конец.

Во-первых, у вас есть герой: (>_<).

Затем идет проблема: (о_о).

Он же японец, его глаза не должны быть такими – они слишком большие. Бесспорно, у него возникла проблема. Но наш герой настойчив (0_0).

Он не убегает, он отважен, он – самурай. А затем мы видим, как он снова обретает спокойствие: (^_^).

Гармония восстановлена».

 
 
   

Пять актов в истории для текста копирайтера

 

Деление драматургической структуры на пять актов возникло еще в древнем Риме. Однако в Средние века было забыто и вновь вошло в практику драматургов лишь в XVI веке.

Структура из пяти актов сложнее трехактной, из которой, собственно, и выросла. Она более подходяща для масштабных историй. Пять актов позволяют поддерживать эмоциональный контакт со зрителями, обеспечивать должное развитие как основного конфликта, так и самой истории от начала до кульминации и финала.

Структура истории из пяти частей:

1. Завязка.

2. Прогрессия усложнений.

3. Кризис.

4. Кульминация.

5. Развязка.

Конечно, у пятиактной и трехактной структур много общего.

 

Акт I. Завязка

В пятиактной структуре завязка, как и в трехактной структуре, состоит из тех же двух частей: экспозиции и вспышки интереса в виде побуждающего действия. Однако, поскольку пятиактная структура используются для более объемных и сложных историй, на первый акт приходится уже меньшая доля текста. Если в трехактной структуре на завязку приходится до 25%, то в пятиактной – существенно меньше.

 

Акт II. Прогрессия усложнений

Прогрессия усложнений в пятиступенчатой структуре, как и в трехступенчатой, является вторым актом. В нем происходит развитие действия и усиление интереса аудитории к событиям и персонажам. К этой части предъявляются такие же требования, как и для трехактной структуры. Однако на второй акт приходится уже меньшая доля текста, т.к. расширяется общий объем истории за счет третьего и четвертого актов.

 

Акт III. Кризис

По мере развития прогрессии усложнения аудитория получает представление о возможностях характера. Сначала имелся герой, просто обладающий каким-то внутренним и внешним обликом. Далее аудитория видит, как герой ведет себя в различных ситуациях. Однако понять человека полностью можно только во время большого испытания. Поэтому следующим этапом – третьим актом – развивающейся истории будет вызванный конфликтом кризис. Во время него герой должен принять решение: сделать сложный выбор. Мы знаем, что принять решение, требующее от человека проявления силы воли, гораздо сложнее, чем собственно совершить действие. Тот или иной выбор героя, конечно, будет связан с его предысторией, чертами характера.

Если вспомнить китайский иероглиф, означающий «кризис» и состоящий из двух знаков: «опасность» и «возможность», то мы можем отметить и определенную двойственность ситуации для героя. С одной стороны, он может принять неверное, губительное решение, но, с другой, может поступить правильно и достичь желанной цели.

К моменту кризиса герой подходит, исчерпав весь арсенал возможностей. У него осталось только одно решение и оно: «пан или пропал». Кризис можно описать как ситуацию, в которой антагонистические силы готовят для героя ужасную, смертельную ловушку. Но герой вынужден идти в нее, чтобы достигнуть цели – спасая себя или еще кого-то. У него есть выбор: отказаться и жить в угрызениях совести или рискнуть и получить желаемое, а, может быть, с честью погибнуть. Аудитория не знает, какой выбор сделает герой, и с нетерпением ждет, как же будут развиваться дальнейшие события.

Главный кризис может предшествовать или обязательной сцене, или кульминации. И то, и другое – результат кризиса. Кризис и кульминация часто происходят в одной и той же сцене в конце истории. Во время выбора героя аудитория страдает вместе с ним. Возникает большое эмоциональное напряжение, за которым в момент кульминации последует разрядка .

Иногда критическое решение имеется в самом начале истории сразу же за побуждающим происшествием, и тогда вся история превращается в кульминационное действие.

Если важнейшей частью завязки истории является побуждающее действие, то в описании кризиса – это обязательная сцена. Именно с ее помощью происходит фиксация момента принятия критического решения.

Во время обязательной сцены происходит решающая схватка героя и антагониста. Это эмоциональный пик, самое волнующее событие истории, выражающее ее основную идею. «В обязательной сцене контраст надежды и отчаяния, позитивной и негативной энергии… достигает максимума… В ней сталкиваются тема и контртема в своем максимальном развитии… Обязательная сцена дает ответ на главный драматический вопрос...»

Обязательная сцена развивается в соответствии с драматической перипетией: положение героя все время меняется от лучшего к худшему и обратно. Аудитория должна напряженно следить за происходящим: герой погибает, герой побеждает, герой погибает, герой снова побеждает, герой снова погибает… герой победил! Борьба героя может быть как физической, так и духовной, внутренней.

Действие, на которое решается главный герой в кризисной ситуации, приводит историю к кульминации.

Критическое решение и кульминационное действие обычно не разделены большим промежутком времени. Герой и решается, и действует, как правило, в одном и том же месте. Если между решением и действием вклинится какой-то другой элемент истории, то она фактически отбрасывается к началу развития действия.

Все подсюжеты истории лучше развязать до кульминации. От них освобождаются по очереди: от менее важных к более важным.

 

Акт IV. Кульминация

Кульминация – это «жирная» эмоциональная точка в развитии истории, резкий поворот от черного к белому: от несчастия к счастью, от безнадежности к надежде и т.д.

В кульминации завершается действие, соответствующее важнейшему выбору героя. Он побеждает, но не так, как аудитория предполагала, или проигрывает, но так, что аудитория восхищена им.

В жизни героя снова устанавливается баланс, который он потерял в начале истории. Только теперь это уже новый баланс «обновленного» героя. Если же он гибнет, то не зря, и аудитория понимает, как дорога его жертва.

Кульминация должна быть наполнена смыслом, вызывающим эмоции. В ней дается ответ на главный драматический вопрос истории. Он может быть получен на фоне взрыва эмоций аудитории во время обязательной сцены или во время раздумий после нее. Смысл изменения очень важен для аудитории.

Кульминация – та точка, в которой тема безоговорочно побеждает контртему, и вся история подходит к концу. Не важно, какой конец у истории для героя – счастливый или печальный, тема все равно берет верх над контртемой. Люди хотят жить надеждой, верой в то, что добро победит зло.

В кульминации описывается только основное действие. К этой важнейшей эмоциональной точке все подсюжеты уже должны быть развязаны. Возможно также, что какой-то подсюжет будет развязан одновременно с главным сюжетом.

Чем проще действие в кульминации, чем меньшее количество персонажей в нем участвует, тем понятнее и эмоционально ближе оно аудитории. Навевающие скуку диалоги и авторские комментарии излишни в этой части.

Настоящая история не бывает без кульминации. Нельзя готовить героя и аудиторию к важному событию, которое, в конце концов, так и не произойдет.

В истории не должно быть эпизодов и сцен, не работающих на развязку. Если они все же есть, автору лучше от них избавиться.

 

Акт V. Развязка

Развязка – это «медленное закрытие занавеса». После того как в кульминации аудитория пережила эмоциональный шок, ей нужно снова прийти в себя, расставить в себе всю историю от начала до конца «по полочкам».

Эта часть включает в себя материал истории, который остался после кульминации. При работе с концовкой следует иметь в виду, что свои эмоции аудитория уже выплеснула ранее и ей не особенно интересно, что будет происходить далее.

Иногда в конце истории развязывают подсюжет, который не удалось развязать ранее. В таком случае удачным будет увязать развязываемый подсюжет с уже развязанным сюжетом.

Важное замечание от Айн Рэнд:

«Никогда не решайте мелкие проблемы после кульминации. В истории с многочисленными связями проблемы незначительных персонажей, не включенных в кульминацию, должны быть решены до нее».

История может заканчиваться открытым финалом, когда, например, не ясно, как же поступит герой далее. Однако и в таком случае аудитория должна однозначно спрогнозировать то, что, вероятнее всего, произойдет в будущем. Если конец истории не «развяжется», то все превратится в неразгаданный ребус. Люди буду разочарованы: стоило ли терять силы, эмоции, чтобы остаться в неведении, чем в этой истории все закончится?

 

Как мы видим, пятиактная структура сама по себе очень сложна. Поэтому ее не нужно чрезмерно усложнять.  

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Эпизод и сцена

Структура сцены

Подтекст и композиция сцен

Важные сцены в истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru