...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Аналитические жанры современной журналистики

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Аналитические жанры современной журналистики"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Аналитические жанры современной журналистики"

 

 
   

Аналитические жанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Журналист анализирует собранную информацию, находит взаимосвязи различных фактов, обобщает, комментирует, дает оценку, делает выводы и прогнозы. Кроме мнения самого автора, в материал могут включаться мнения экспертов, участников событий и т.д.

При работе с материалами аналитических жанров используются анализ и синтез, методы дедукции и индукции.

Основные аналитические жанры – это:

– статья;

– журналистское расследование;

– версия;

– обозрение;

– рекомендация (совет);

– комментарий;

– рецензия;

– социологическое резюме;

– мониторинг;

– рейтинг,

– письмо.

 
 
   

Статья как жанр

 

Часто вообще любой материал в газете называют статьей. Однако это отдельный жанр, имеющий определенные характеристики. Так, статья, как правило, посвящена анализу какого-либо явления, конфликта, процесса или события. В таком материале выявляются скрытые факты, обнаруживаются первопричины, оценивается значимость происходящего, привлекается внимание аудитории к определенным темам или персонам.

Статьи могут быть различных типов:

– обзорная статья,

– проблемная статья,

– полемическая статья,

– занимательная статья,

– статья-мнение,

– авторская статья.

 

Обзорная статья как жанр

 

Обзорная статья обычно посвящается рассмотрению новинок на общем или каком-либо отдельном рынке. Речь может идти и о новых политических партиях, и о новых товарах, и о новых видах товаров, и т.д.

 

Проблемная статья как жанр

 

Проблемная статья посвящена изучению какого-либо конфликта, сложной и, часто, противоречивой ситуации. В ходе работы над таким материалом журналист тщательно собирает информацию, исследует происходящее, делает выводы. Он описывает и оценивает саму проблему, выясняет причины ее возникновения, предлагает путь или варианты путей ее решения.

Проблемная статья, как правило, затрагивает серьезные, общественно значимые темы. Широкое распространение получил такой подтип проблемной статьи, как «случай из жизни». В таком материале описывается положительный опыт использования решения какой-либо проблемы.

 

Полемическая статья как жанр

 

В полемической статье автором ведется дискуссия с определенным оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. В лице оппонента может выступать и физическое лицо, и организация.

В полемической статье автор обосновывает свою собственную позицию по спорному вопросу, а также опровергает аргументы своего оппонента.

В начале статьи автор формулирует свою основную мысль, далее приводит в ее пользу свои доводы. Они должны быть и понятны аудитории, и действительно доказательны.

Часто к полемическим статья прибегают накануне крупных политических событий (выборов, референдумов), во время обсуждения новых законов, поправок к ним, и т.д.

Аудитория всегда с особым интересом читает полемические статьи, т.к. в них присутствует драматизм, чувствуется накал страстей. К тому же такой материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие. Как известно, «в споре рождается истина».

 

Занимательная статья как жанр

 

Один из типов статей отличается более легким стилем, более простой для понимания информацией. Это занимательная статья, которая информирует аудиторию, увлекая ее с помощью элементов развлечения.

В таких статьях используется юмор, смешные истории, высказывания типа «хотели как лучше, а получилось как всегда» и т.д. Однако при этом сама тема статьи, анализ ситуации остаются вполне серьезными.

 

Статья-мнение как жанр

 

Статья-мнение – это материал, подготавливаемый вне редакции, обычно сотрудником какой-либо компании или организации. Он выступает в роли эксперта в соответствующей области. Профессиональный подход, глубокое знание предмета всегда важно для редакторов СМИ.

В такой статье очень важно удержаться от излишних упоминаний своей собственной «фирмы». Иначе материал может приобрести характер рекламного, что сразу снизит его привлекательность в глазах редактора. Он будет раздраженно удалять лишнюю, с его точки зрения, рекламную информацию или может вообще отклонить материал.

В такой статье лучше всего сконцентрироваться не на своем товаре, не на своей компании, технологии и т.д., а на какой-то важной для всех проблеме, обсудить спорные подходы, предложить обоснованный, но ранее никем не предлагаемый выход.

Статьи-мнения могут печатать на специальных местах, отделенных от обычного редакционного пространства. Также они могут сопровождаться особой рубрикой.

Такие статьи всегда могут снять, чтобы разместить какой-то срочный материал. Но все же их печатают и их читает целевая аудитория, а, значит, например, для PR-копирайтеров есть смысл работать над подобными материалами.

При подготовке статьи-мнения копирайтеру стоит заранее узнать у редактора, мнение на какую тему его сейчас больше всего интересует.

 

Авторская статья как жанр

 

Авторская статья – это материал, подготавливаемый PR-копирайтером и представляемый в СМИ за подписью руководителя организации. Таким образом, авторская статья выражает позицию компании или авторитетной персоны по какой-либо важной общественной проблеме. Один из используемых в среде профессионалов терминов – байлайнер (с английского "под чертой").

Авторская статья может быть написана и самой авторитетной персоной. Но, как правило, у людей высшего эшелона экономики (политики, культуры и т.д.) не хватает ни времени, ни профессиональных журналистских навыков.

Существенно повлиять на успешность статьи любого типа может то, каким образом выстраивалась статья, какие аргументы использовались.

В статье всегда стоит посмотреть на проблему с нескольких различных точек зрения. Не следует забывать про данные статистики. Статья – это тот жанр, где цифры более чем уместны.

Усилит впечатление от чтения статьи цитирование конкретных документов и мнений авторитетных персон (пусть даже и спорных).

Все факты в статье должны быть точны, понятны, однозначны, проверены.

Все типы статей требуют соблюдения строгой логики. Факты, мнения, размышления должны следовать одной главной мысли и дополнять, подкреплять друг друга.

Как и большинство письменных текстов, крепкая статья имеет жесткую структуру: введение (обосновывается интерес к конкретной теме), основная часть (анализ ситуации), заключение (выводы, варианты развития ситуации, предложения по выходу из затруднительного положения).

 

Журналистское расследование как жанр

 

Журналистское расследование – синтетический жанр, включающий в себя элементы и корреспонденции, и репортажа, и статьи. Объектом журналистского расследования всегда становится общественно значимая тема. Целью – определение причин и виновников сложившейся ситуации, нахождение решения, которое позволило бы впредь избегать подобных событий.

Благодаря четкой позиции автора, его непосредственному участию в деле аудитория втягивается в расследование, сопереживает, становится как бы со-расследователем загадочной или «темной» истории. Читатель или зритель «вместе» с журналистом опрашивает свидетелей, изучает документы, собирает улики, сопоставляет факты, уличает «плохих» героев, противостоит тем, кто хотел бы «замять» дело и т.д.

 

Версия как жанр

 

Версия – это предположение развития событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место. Материал такого рода разрабатывается при недостаточности фактов, доказательств и аргументов. В связи с этим версия не может содержать категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее место быть.

Целью создания версии обычно является знакомство аудитории с промежуточными итогами какого-либо процесса, а также прогнозирование развития ситуации.

В версии приводятся факты, размышления автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией журналиста, а может сделать и свои собственные выводы.

Часто версия может быть продолжением заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле статей или материалов журналистского расследования.

Иногда версия – это всего лишь способ получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее, исходя из реакции героев после публикации версии, а также из источников, о существовании которых он раньше мог даже и не задумываться.

 

Обозрение как жанр

 

Обозрение – это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д.

В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы.

Обозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик.

«Младшим братом» обозрения является обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими (раскрывающими темы будущих номеров).

Первоначально обзоры СМИ составлялись учеными, исследующими влияние прессы на жизнь общества. Но оказалось, что такие обзоры весьма востребованы и рядовой аудиторией, которой необходим квалифицированный лоцман в огромном море информации. Обозреватель может вынести суровый вердикт той или иной публикации (или даже отдельному СМИ), не советуя аудитории материал для чтения, и наоборот: всячески рекомендуя ознакомиться с той или иной информацией. Также людям хочется знать, что пишется или рассказывается в тех СМИ, которые они не используют обычно или в какой-то момент.

Обзор может представлять аудитории и новые, только появившиеся на рынке СМИ.

 

Рекомендация как жанр

 

Рекомендация (совет) – это материал, в котором рассказывается, каким образом можно решить те или иные проблемы, задачи. В таких текстах могут быть представлены развернутые инструкции, предписания. Они обосновываются автором. Журналист объясняет, что, как и почему действует или используется. В таком материале могут быть представлены варианты по достижению каких-либо целей.

Рекомендация может выступать в форме консультации.

Нередко сотрудники компании по договоренности с редакций ведут в изданиях рекомендательные или консультационные колонки, посвященные определенным вопросам (правовым, экономическим, медицинским и т.д.).

 

Комментарий как жанр

 

Комментарий может быть как составной частью других развернутых материалов (репортажа, статьи, интервью), так и самостоятельным текстом.

Комментарий – это текст, в котором автор выражает свое отношение к происходящим событиям путем их оценки и анализа. Также в таком материале может иметь место прогнозирование дальнейшего развития ситуации.

События для комментария должны быть актуальны и общественно значимы. Комментироваться могут не только прошедшие или происходящие события, но и будущие.

Начинается комментарий с изложения предмета обсуждения, т.к. не все читатели (зрители, слушатели) могут быть в курсе даже самых громких событий. Далее автор, как правило, излагает свой взгляд и аргументы в его поддержку. В конце подводится итог сказанному, делается логичный вывод.

 

Рецензия как жанр

 

Слово «рецензия» происходит от латинского «recensio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или комментариях, а вторичные источники информации (публикации, передачи, книги, спектакли и т.д.)

Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.

В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика.

Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом.

На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ.

Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.

Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной.

Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемом произведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.

Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения.

 

Социологическое резюме как жанр

 

Социологическое резюме – это материал, в котором содержится краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Журналист берет из большой работы только то, что считает самым важным для своей аудитории, и излагает так, как, на его взгляд, это наиболее удобно, понятно аудитории.

Автор резюме анализирует и комментирует приводимую информацию, делает из нее свои собственные выводы. Факты, цитаты могут приводиться не в том порядке, как они расположены в первичном документе, а следуя логике автора.

 

Мониторинг как жанр

 

Мониторинг – это наблюдение за каким-либо событием с систематическим анализом протекающего процесса. Обычно в таком материале измеряются, изучаются, сравниваются какие-либо характеристики, параметры.

Мониторинг дает возможность показать определенный срез какого-либо явления, процесса и на основании полученных данных сделать выводы.

В ходе мониторинга часто применяются статистические данные. Авторы, стремясь определить количественные показатели того или иного явления, часто прибегают к контент-анализу документов, СМИ.

Для ведения мониторинга необходимо обладать определенными знаниями в области социологии.

Поскольку мониторинг является достаточно трудоемким и требующим специальной подготовки видом исследования действительности, то квалифицированно проводить его могут, разумеется, прежде всего, социологи. Тем не менее, и журналисты также принимают участие в таких исследованиях. Но прежде всего при подготовке мониторинга для своего СМИ им приходится выполнять редакторские функции.

 

Рейтинг как жанр

 

Слово рейтинг происходит от английского «rating», что означает «оценка, классификация». В современном отечественном понимании, рейтинг – это ранжирование (построение иерархии) сходных явлений, организаций, персон. Чем выше показатель какой-либо характеристики участника рейтинга, тем более высокое место в нем он занимает.

Сегодня рейтинги используются практически во всех сферах жизни. Есть рейтинги спортсменов, политиков, бизнесменов и т.д.

Рейтинги весьма популярны у аудитории, т.к. являются определенными ориентирами в окружающей жизни. С помощью рейтингов можно понять, кто является лидером, а кто – аудтсайдером, кто надежен, а кто – нет, кто поставляет дорогие, а кто – дешевые продукты и т.д.

Составление и ведение своего собственного рейтинга – достаточно простой способ попасть в СМИ. Следует только помнить, что к составлению рейтингов нужно подходить с особой тщательностью, так как за их публикацией и содержанием следит не только рядовая аудитория СМИ, но и «участники забега». Спорные, не внушающие доверия рейтинги никому не будут интересны. Лучшие рейтинги всегда претендуют на определенную объективность и составляются на основе опросов авторитетных специалистов или представителей известных компаний или организаций.

 

Письмо как жанр

 

В отличие от статей, заметок, репортажей и т.д., более легкая для публикации форма – это письмо в газету или журнал. СМИ печатают читательские письма, чтобы представить разнообразие мнений о происходящих в обществе событиях, а также чтобы придать изданию более свежий, непосредственный вид и дать почувствовать читателям их собственную значимость.

Колонка читательских писем может размещаться в разных местах издания и называться по-разному. Один из используемых в среде профессионалов терминов – это «op-ed» («страничка откликов»), означающий буквально «напротив колонки редактора».

В письме автор, как правило, обращается непосредственно к своему адресату, называет его, определяя таким образом и заинтересованную в материале аудиторию. В качестве адресата может выступать и конкретная персона, и организация, и некая социальная группа.

Обычно в письме присутствует конфликтная ситуация, что обеспечивает дополнительный интерес аудитории.

Поводами для написания письма часто являются публичные вызовы, просьбы, требования, предложения, одобрения, обвинения, порицания, указания на проблему и т.д.

Нередко письмо – это реакция на только что опубликованный материал.

Хорошее письмо всегда убедительно либо за счет приведения достоверных деталей, либо «убийственных» аргументов. К письму можно приложить фотографию или даже видеоролик, если такой материал будет действительно полезен и уместен.

Часто письмо носит личностный, откровенный авторский отпечаток, в связи с чем вызывает особое доверие адресатов.

Так как разделы писем в газетах и журналах одни из самых читаемых, то письма очень часто готовят и PR-копирайтеры, подписывая их именами сотрудников конкретной компании.

Темы для писем можно найти, изучив издание: его текущую тематику, анонсу, другие письма читателей. Стоит попытаться оперативно откликнуться и на актуальную в данный момент в обществе тему.

Письмо может быть по любому подходящему поводу. Для автора, если он представляет какую-либо компанию, важно только, чтобы издание не встало к нему в оппозицию, не устроило с компанией дискуссию, призвав на свою сторону остальных читателей.

Не следует относиться к письму в редакцию легкомысленно. Его читает та же аудитория, что и редакторскую колонку, новости, биржевую статью и т.д.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Художественно-публицистические жанры

Публикация текстов в СМИ

PR-копирайтинг

PR-тексты

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru