...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

PR-тексты копирайтеров для СМИ

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "PR-тексты копирайтеров для СМИ"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "PR-тексты копирайтеров для СМИ"

 

 
   

Для того чтобы разместить материал в СМИ (на страницах газет или журналов, в теле- или радиоэфире, интернет-пространстве), его можно подготовить как с помощью журналистов, так и самостоятельно. И в том, и в другом случае над материалом придется поработать, прежде всего тщательно собирая и отбирая необходимую информацию. Но если материалы для журналистов могут быть просто набором данных, «фактурой», «рыбой» для написания статьи или подготовки репортажа и т.д., то материалы для публикации – это уже полностью готовые те же статьи, репортажи, а также заметки, корреспонденции, интервью и т.д.

В зависимости от ситуации, копирайтер готовит PR-текстов для журналистов или непосредственно для публикации в СМИ.

 

 
   

PR-тексты для журналистов

 

Чтобы облегчить работу сотрудников редакций по суммированию, обработке предоставленных данных, а так же для того чтобы избежать возможного искажения названий, цифр и имен, информацию следует им предоставлять в письменном виде – в виде одного из типов PR-текстов.

Среди материалов, которыми снабжаются журналисты для подготовки публикации, обычно выделяются следующие:

пресс-релиз,

– приглашение,

– подборка фактов,

– информационный сборник,

– пресс-дайджест,

– бэкграундер,

– биография,

– заявление,

– коммюнике,

– меморандум,

– медиа-кит.

 

Приглашение

Приглашение – это текст о событии, в котором журналисту предлагается принять участие. Обычно в приглашении сообщается:

– какое событие произойдет,

– место события,

– время события,

– имена и должности спикеров,

– программа мероприятия,

– контактная информация.

Также приглашение может содержать запрос на подтверждение участия в мероприятии (обычно, аргументируется подготовкой специального пропуска, бронированием билета, места и т.д.).

Кроме того, нередко в приглашениях объясняют, как добраться до места события, как припарковать автомобиль и т.д.

От того, насколько информативно и добросовестно составлено приглашение, зависит, приедет ли журналист на мероприятие, и, соответственно, сможет ли о нем сообщить в своем СМИ.

Для подготовки приглашения будет полезным ознакомиться со списком С.Порохова «Самых неправильных пригласительных, которые приходили в редакцию», подготовленным одним из представителей СМИ:

«1. Электронное письмо на корпоративный адрес, в котором было написано, что мы должны решить, кто пойдет на вечеринку (так как нам выделили одно место, а приглашенных много), и прислать фамилию откомандированного, чтобы ему выслали именной пригласительный.

2. Электронное письмо на корпоративный адрес без точного указания, кому оно направлено. Правда, было написано: «Уважаемая Наталья». Применив метод дедукции, мы вычислили, что адресовано оно было главному редактору, так как все остальные девушки с такими именами работают в коммерческом отделе, а речь шла о презентации новой рекламной кампании. С толку нас, правда, сбил тот факт, что вообще-то мэйл главного редактора никакой не секретный, он буквально публикуется в каждом номере и даже имеется на сайте. Поэтому мы для начала лихорадочно стали выяснять, а нет ли у нас прибавления в редакции.

3. Звонок накануне и строгий вопрос, будем ли мы завтра. Учитывая, что заранее нас не предупредили, пригласительные не дошли и никто, прежде чем звонить и строить, не удосужился проверить, получили мы их или нет, то мы несколько задумались о том, где же это, собственно, нам предстоит быть. Даже как-то растерялись.

4. Таинственный конверт без указания конкретного адресата, просто "На деревню дедушке"».

Хорошо, когда приглашение нестандартно, подготовлено специально к событию. Конкретное имя приглашенного лучше не вписывать рукой среди стандартных отпечатанных строк. Его стоит также напечатать сразу вместе с основным текстом.

 

Подборка фактов

Подборка фактов или фактическая справка (fact sheet) – это документ, содержащий, в основном, ту же информацию, что и пресс-релиз, но в несколько отличном виде. Так, все приводимые в подборке сведения излагаются лаконично, сгруппировано. Обилие цифр, которое является излишним в пресс-релизе, совершенно уместно в подборке фактов.

 Если журналисту нужны какие-то дополнительные данные к информации в пресс-релизе, то он их должен легко и быстро найти в подборке фактов.

Обычно в подборке фактов перечисляются:

– название компании,

– название производимого товара или оказываемой услуги,

– короткая история компании,

– оборот (прибыль) компании,

– доля компании на рынке,

– общий штат,

– сведения о руководящих сотрудниках (фамилия, имя, должность, короткая биографическая справка),

– другие важные в конкретной ситуации сведения (например, название и цель проводимого мероприятия, его место и время, перечень выступающих персон и участвующих партеров, и т.д.)

Если подборка фактов сопровождает пресс-релиз, посвященный выпуску нового товара или услуги, то в ней должны быть даны соответствующие подробные характеристики (габариты, скорость, стоимость и т.д.)

 

Информационный сборник

Очень близким к подборке фактов является информационный сборник. В него помимо документов, касающихся самой компании, могут входить связанные с тематикой события подборки: полные тексты или выдержки законов, актов, протоколов и т.д.

 

Пресс-дайджест

Пресс-дайджест обычно содержит подборку публикаций о компании в различных СМИ за определенный период времени. Подборка может быть как общей, так и тематической.

 

Бэкграундер

Информационное письмо или бэкграундер (от англ. background – фон, подоплека, происхождение, исходные данные), так же как подборка фактов, может содержать необходимые сведения о компании, ее товарах, услугах и т.д., но этот материал посвящен только одной теме.

Бэкграундер выдержан в более свободном стиле, информация в нем логически объединена в единую и законченную историю.

У бэкграундера есть заголовок, обозначающий тему, и основной повествовательный текст, раскрывающий ее. В нем часто используют подзаголовки, которые, по сути, являются короткими ответами на ожидаемые от журналистов вопросы. Пишется от третьего лица.

Бэкграундер может быть посвящен как деятельности всей компании, так и событию, связанному с определенным продуктом, услугой и т.д.

На практике бэкграундер часто используется как синоним подборки фактов (фактической справки).

 

Биография

Биография – это базовая информация о конкретном человеке, основанная на фактах из его жизни. В данном документе акцент делается на самых значительных достижениях и заслугах.

Биография позволяет журналистам легко связывать деятельность конкретной персоны с событиями, в которых она участвует. При использовании официальной биографии к минимуму сводятся ошибки о датах рождения, кадровых передвижениях и т.д.

Биография может включать в себя фотографии. Обычно журналистам предоставляется несколько вариантов (в рабочей, в домашней обстановке и т.д.).

В тех случаях, когда с событием связано несколько имен, подготавливается соответствующее количество биографий.

При подготовке к очередному мероприятию с участием конкретной персоны необходимо проверить актуальность сведений. Возможно, буквально два дня назад человек получил новое назначение, новую награду и т.д.

 

Заявление

Заявление – это документ, объявляющий или объясняющий позицию персоны или организации по какому-либо вопросу.

Обычно к публикации заявления прибегают в случае возникновения недостаточной информационной ясности, появления слухов и т.д.

Заявление может носить характер открытого письма.

 

Коммюнике

Коммюнике – это официальное сообщение правительства о международных соглашениях, переговорах, договорах, визитах и т.п. Коммюнике является одним из итоговых документов важного произошедшего события.

Коммюнике предоставляется журналистам на пресс-конференциях, проводимых правительственными структурами, а также распространяется по каналам информационных агентств. Публикуется в официальной хронике СМИ.

 

Меморандум

Понятие меморандум восходит к латинскому memorandum то, о чем следует помнить. Этот термин может быть использован в различных значениях. Под меморандумом могут пониматься:

– просто служебная справка или докладная записка,

– дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса,

– страховой документ, содержащий определенный список видов риска,

– инвестиционный документ, определяющий показатели эффективности вложений в проект,

– и т.д.

Обычно в деловом обороте используется понятие «меморандум компании». Этот документ регулирует отношения компании с внешним миром. В нем определяются цели, принципы, условия функционирования компании.

 

Медиа-кит

Медиакит (media-kit) или пресс-кит – это информационный набор для СМИ. В него могут входить: пресс-релиз, подборка фактов, бэкграундер, биография, иллюстративные материалы (фотографии, схемы, карты), CD или DVD, образцы продукции, и т.д.

Также в медиакит могут включаться программа мероприятия, перечень участников, подборка ранних публикаций, высказывания экспертов и т.д. Состав документов медиа-кита зависит от конкретного события и в различных ситуациях может содержать различные документы. Их количество не должно быть ни недостаточным, ни чрезмерным.

Медиакит должен предоставить журналисту разноформатную и разностороннюю информацию, на основе которой можно подготовить и небольшую заметку, и развернутую корреспонденцию.

Медиакит может быть сброшюрован в единый документ или собран в специальную папку, с несколькими отделениями и кармашками для соответствующих документов и материалов. В любом случае он должен быть выдержан в едином фирменном стиле компании и иметь заголовок.

В медиакит могут также включаться небольшие сувениры для журналистов.

Медиакит может иметь и полностью электронный характер. В таком случае все документы запоминаются на отдельном носителе или выкладываются в интернет. Так как у электронных медиакитов огромные творческие возможности, то их, конечно, стоит использовать. Разрабатывая электронный медиакит, не следует увлекаться слишком современными программами, они могут опередить технические возможности журналистов.

Каким бы ни был медиакит – традиционным или электронным, – прежде всего он должен быть информативным и удобным в пользовании.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Пресс-релиз

Текст пресс-релиза

Оформление пресс-релиза

Типы пресс-релизов

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru