...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Структура и работа редакции современных СМИ

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Структура и работа редакции современных СМИ"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Структура и работа редакции современных СМИ"

 

Структура редакции современных СМИ

 
   

Каждое средство массовой информации по своей сути является предприятием. В связи с этим в него входят определенные структурные подразделения, выполняющие необходимые для функционирования предприятия задачи. Основные службы СМИ – это:

– редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники),

– рекламная служба,

– служба распространения (печатных номеров или эфирного сигнала),

– служба маркетинга,

– финансовая служба,

– юридическая службы,

– администрация.

 
   

Все службы очень тесно связаны друг с другом. Лицом СМИ, тем, что собственно мы и воспринимаем как СМИ, является редакция. Но сама по себе она функционировать не может. На нее работают другие службы, и она работает на них.

С одной стороны, функциональная структура для всех СМИ достаточно стандартна, но при этом на каждом отдельном предприятии будет свое специфичное внутреннее устройство, свое штатное расписание, свое расписание должностных обязанностей.

Во главе предприятия стоит его собственник. Это может быть один человек или коллектив собственников, как частных, так и представителей государственных или общественных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Он отвечает за функционирование своего предприятия, за прибыльность его деятельности, определяет общую информационную и рекламную политику СМИ.

Непосредственно управляет предприятием генеральный директор. За работу каждой службы отвечает ее руководитель. За информационную часть – главный редактор или режиссер. За рекламу – директор по рекламе. За распространение – директор по распространению и т.д.

Главный редактор газеты или журнала руководит творческим коллективом, организует информационное наполнение и оформление издания, часто ведет «колонку редактора».

Заместитель редактора контролирует качество и объем текстов, наличие и соответствие заголовков и иллюстраций, соблюдение авторского права и требований законодательства.

Ответственный секретарь формирует «лицо» и содержание номера, обеспечивает его заполнение в срок, передачу в типографию согласно графику.

Художественный редактор отвечает за художественное оформление, за иллюстрации, за фир­менный стиль издания. Он находит необходимый изобразительный материал: фотографии, рисунки.

Редактор теле-радиовещания отвечает за монтаж и сведение про­грамм.

Редакция и рекламная служба – это две отдельные равноправные службы. Их сотрудники нередко конфликтуют друг с другом. Так, продавцы рекламы считают, что именно они кормят всех в редакции, и при этом журналисты мешают им работать, публикуя бесплатные новости о той или иной компании. Журналисты же считают, что рекламные работники спекулируют на их труде. И те, и другие борются за место на полосах или в эфире. Иногда какой-либо информационный материал заменяют рекламным, и это, конечно, вызывает негодование у журналиста, чей материал не попал к читателю (зрителю, слушателю).

Часто журналисты пишут даже не для читателя, а для редактора. Он определяет ценность информации, ее объем, фактуру. Поэтому последнее слово по содержанию публикации остается за редактором. В зависимости от масштаба редакции и ее внутренней организации, человеком, принимающим решение, может быть и главный редактор, и редактор отдела, и ответственный за определенную рубрику или полосу.

 

Как работает редакция СМИ

 

Для того чтобы действовать эффективно, лучше всего, конечно, непосредственно познакомиться с работой редакции, в частности отдела новостей или отдела информации. Изнутри видна «кухня»: как собираются новости, как и по каким критериям сортируются, как создаются из малозначительных фактов, если вокруг не происходит ничего интересного. Когда понимаешь, как работает редакция и журналисты, то намного проще подготовить подходящий для публикации текст.

Прежде всего стоит отметить, что при всей кажущейся на первый взгляд суматохе, беспорядке, царящих в редакции, вся ее деятельность распланирована, так же как и у других служб.

Во-первых, в целом распланировано информационное содержание. В редакциях есть годовое редакционное расписание, и есть более краткосрочные расписания по определенным темам. Есть еженедельные планы и планы конкретного номера.

Во-вторых, спланирована информационная политика. Так, например, хотя редакции и следят друг за другом, «перехватывают» горячие, актуальные новости, но новости «с душком», опубликованные неделю-две назад в других СМИ, они публиковать вряд ли будут.

В-третьих, четко обозначено время выхода номера издания или передачи в эфир. В связи с тем, что нужно предоставить материалы в печать согласно графику, обозначено время сдачи материалов и время сдачи всего номера издания. Поэтому, каким бы интересным ни был материал, поставить его на полосы после подписания номера в печать невозможно.

Ежедневные вечерние газеты «закрываются» днем и поэтому срочные материалы они обычно могут принять только до определенного утреннего часа. Утренние газеты сдаются вечером, соответственно и срочные материалы можно присылать в течение дня.

Еженедельные газеты и журналы, так же как и ежедневники, с основными новостями работают до последнего – до подписания номера. Но при этом в таких изданиях над большинством статей работа может идти и несколько дней или недель. В связи с этим в редакции еженедельника могут устанавливать разные требования к срокам сдачи материала: для новости – неделя, для статьи – две недели до публикации.

Материалы для местного радио и телевидения лучше предоставлять не менее чем за 2-3 дня до эфира.

Ежемесячные журналы обычно закрывают номер за две недели до выхода. Материалы же готовятся за два-три месяца до закрытия номера. Ведь там нет новостей – обзоры, анализы, комментарии и т.д. Ежемесячные журналы могут принимать информацию за шесть и более недель.

Для того чтобы оценивать временные рамки да и саму возможность публикации, необходимо представлять себе процесс работы с входящей информацией. Журналисты могут сами выходить на те или иные новости, используя свои каналы, свои знакомства. Также новости (или указания на них) могут приходить в редакцию с лент информационных агентств, на услуги которых подписаны все редакции. И еще новости приходят в письмах, в телефонных звонках читателей, в пресс-релизах.

Во многих газетах есть отделы писем, которые обрабатывают входящую почту, сортируя ее и передавая интересные или именные письма в соответствующие отделы или соответствующим журналистам.

Когда материал готов, еще нет гарантии, что он пойдет в печать. Редактор может завернуть его на доработку, «зарезать» по причине низкого качества или в связи с утраченной актуальностью. Кроме того, любой, даже уже поставленный на полосы, материал может слететь в самый последний момент – просто на его место нашлась еще более интересная, актуальная новость.

Каждый материал – это всегда коллективный труд. Пишет журналист, но его на разных этапах подготовки к печати направляют, корректируют, правят, сокращают иногда несколько редакторов.

Еще раз подчеркнем, что у разных СМИ, у разных редакций различные сроки сдачи материалов. Поэтому при работе с конкретной редакцией нужно ориентироваться на ее сроки внутреннего прохождения информации.

Стоит иметь в виду, что ежедневные газеты, с одной стороны, работают над текущим номером, но, с другой, уже заняты завтрашними новостями. Поэтому их «творческий цикл» составляет два дня.

Если выбирается СМИ с длительным разрывом между сдачей материала и выходом, например, журнала из печати и последующим поступлением в продажу, то стоит задуматься, а не устареет ли за это время сам материал. Останется ли он актуальным. Будет ли выполнять возложенную на него информационную миссию.

Время сдачи номера может быть указано в выходных данных газеты. Но чтобы знать наверняка все временные промежутки (планы, подача материала, подписание, закрытие номера), лучше получить информацию непосредственно от сотрудников редакции. Они, кстати, могут рассказать, какие отклонения от планов допустимы или не допустимы, приведут примеры, как кто-то «посадил» номер и что за этим последовало.

Телевидение и радио могут быть еще более жесткими по срокам, чем пресса. Там невозможно сдвинуть прямой эфир. И лучшая новость обычно это та, что таковой становится прямо в эфире на глазах зрителей, в ушах слушателей.

Менее «напряжен» в этом отношении интернет. Разместить информацию на сайте можно быстро и в принципе в любое время.

И еще: не пошедшие в номер материалы, конечно, могут попасть в мусорную корзину. Но их также могут использовать и в каком-то из следующих выпусков. С одной стороны, чем больше проходит время от события, тем меньше шансов на выход материалов. С другой – любой журналист вспомнит историю, как какой-то материал не пошел в печать (в эфир) и на нем был поставлен крест, но несколько месяцев спустя, когда готовился спецвыпуск (тематический выпуск), этот материал не просто пригодился, а пошел «на ура».

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Специфика работы журналиста

Информационный повод

Жанры журналистских текстов

Информационные жанры

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru