...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Специфика работы копирайтера (журналиста) на СМИ

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Специфика работы копирайтера (журналиста) на СМИ"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Специфика работы копирайтера (журналиста) на СМИ"

 

Условия работы копирайтера (журналиста) для СМИ

 
   

Условия сбора информации для публикации в СМИ могут значительно отличаться от тех, в которых находится копирайтер во время работы с интернет-текстами. Особо ценными для СМИ являются материалы, написанные на основе первичной информации, т.е. полученной непосредственно от источника (в процессе интервью с интересным человеком, репортажа с места события и т.д.), а не на основе рерайтинга найденного в сети.

Некоторые публикации требуют риска для их подготовки. В разных ситуациях он может быть разным. Часто это риск, связанный с экстремальными условиями, в которых работают журналисты. Немало работников СМИ было ранено или даже погибло в тяжелых экспедициях, во время расследований или освещения военных действий.

 
   

Рисковать журналистам приходится порой даже в самых обычных ситуациях. Сотрудники редакций постоянно находятся под давлением властных или монопольных структур. Обычным делом стали угрозы в адрес журналистов, которые зачастую не остаются просто словами. Месть героев публикаций, физические расправы над корреспондентами, увы, не являются редкостью. Одного корреспондента жестоко избили после того, как он раскрыл махинации популярного музыкального коллектива, одновременно гастролирующего сразу в нескольких городах России. Другому корреспонденту порезали лицо ножом, после того как он рассказал о неблаговидных делишках в футбольных кругах. Третьему отбили все внутренности, сломали фотоаппаратуру, когда он пытался снимать в дешевом баре «скрытой камерой».

Когда дело обходится разбитым лицом или аппаратурой, то это еще не самое страшное. Подчас судьбы журналистов весьма трагичны. По всему миру. Во времена диктаторских режимов и в условиях демократии.

Журналистам зачастую приходится опасаться не только физической расправы, но и правового преследования. Нашумевший в США случай осуждения журналистов связан с популярным в прошлом методом «журналист меняет профессию». Две журналистки начали работу в супермаркете в качестве разнорабочих. Они засняли скрытой камерой мясной отдел – самый проблемный участок, – где старое мясо продавалось как свежее. Журналистам помогла очень популярная в США скрытая камера, которая монтируется в очках.

Фильм был показан по местному телевидению. После этого супермаркет подал жалобу, но не против изложенных фактов и их достоверности, а против двух журналисток за то, что те солгали, когда заполняли анкеты при поступлении на работу. Суд принял эти аргументы и осудил журналисток заплатить 5 миллионов долларов.

Не увеличивает безопасность журналистов и то, что их подозревают в работе на спецслужбы. И тому есть причины: не редкость, когда шпионы работают под прикрытием удостоверения работника СМИ. Иногда статус журналиста впрямую используется для решения как террористических, так и антитеррористических задач.

Очевидно, что телевизионные операторы могут стать мишенью террористов или сил безопасности, которые в определенный момент могут неправильно истолковать действия телевизионных съемочных групп.

Каждый год во всем мире погибают десятки корреспондентов, сотни – уголовно преследуются.

В наши дни работникам СМИ приходится учитывать еще одну реальность – коммерческую составляющую своей работы. Увы, корреспондент частенько попадает в ситуацию, когда ему хочется поделиться интересным фактом, но он вынужден соблюдать, уж какие есть, правила современной журналистики. Шаг влево, шаг вправо – пиар, реклама.

Очевидно, что журналистика – весьма нелегкая работа. Человеку этой профессии тяжело и физически, и морально. Каждый день журналисты вынуждены соприкасаться с общественными и людскими бедами: экономические кризисы, физические травмы, социальные драмы.

Человеку свойственно сочувствовать другим людям, попавшим в трудное положение. Журналист переживает за героев своих публикаций. Работая над публикациями, он каждый день вживается в образ многих людей, как бы на собственной «шкуре» ощущает то, что испытывает самоубийца, разоренный бизнесмен, врач, совершивший трагическую ошибку, заложник, больной смертельной болезнью. Глядя на обгорелое тело, на труп в морге, на изуродованного в катастрофе раненного, журналист пытается спроецировать случившееся на себя, чтобы понять, что и как произошло, происходило.

Журналист должен знать законы функционирования собственной и чужой психики, уметь справляться с собственными эмоциями и не заражаться чу­жими. Неконтролируемость собственных чувств может привести к негативным психоло­гическим последствиям – к истощению нервной системы, к раздражительности, бессоннице, невро­зам. И понятно, почему среди журналистов много циников.

Журналист постоянно находится в стрессовой ситуации. На вопрос «Когда нужно сдать материал?» редактор обычно отвечает: «Вчера». Журналист всегда спешит, опаздывает и успевает в самый последний момент. А расслабиться после сдачи материала не удается – новый день требует новых новостей.  Каждый материал дается тяжелым трудом. Редакторов не интересует, как корреспондент добудет информацию. Это его личное дело. За это он получает заработную плату. И журналисты идут на все: ждут, ищут, договариваются, покупают, пробиваются, добиваются...

Выживают в журналистике лишь настырные. Вот только живут профессиональные журналисты недолго. По ста­тистике ЮНЕСКО, журналистика отнесена к числу профессий, носители которой имеют  самую корот­кую продолжительность жизни…

Нередко молодые люди идут в газету, рассматривая ее как первую ступеньку на лестнице литературы. Некоторых в профессию привлекает возможность вращаться в круге известных в обществе людей: великих артистов, ученых, политиков.

В своем стремлении к славе журналисты подчас не только придумывают истории, но и попросту «крадут».

Стремление показать себя иногда оказывается сильнее осмотрительности. И тогда журналисты попадают под суд именно в связи со своей самонадеянностью, завышенным самомнением. Нередко ими не соблюдаются элементарные «правила журналистской техники безопасности»:

– перезвонить источнику и в готовом для опубликования материале еще раз перепроверить цифры, цитаты, другие данные;

– обратиться к документам, которые имеются у журналиста в виде оригинала или копий;

– встретиться с очевидцами, свидетелями (не менее двух);

– показать материал редактору, опытным коллегам, экспертам, юристам,

– проверить формулировки, слова на предмет неосмотрительного использования нелестных эпитетов, бездоказательных утверждений, неподтвержденных сведений и слухов, обобщений и выводов, основанных на ограниченном материале;

– проверить материал на предмет применения некорректного монтажа, а также пересказа заявлений должностных лиц своими словами.

Иногда, чтобы прославиться, журналисты, как уже описывалось выше, осознанно идут на обман. Но порой они просто торгуют собой, своими возможностями, что в конечном итоге также приводит в суд.

С годами выдерживать бешеный ритм в журналистике становится сложнее. Люди среднего возраста или переходят на административную работу, или меняют профессию в полном смысле этого слова. Таким образом, корреспонденты в своем большинстве – люди молодые, энергичные, полные сил и энтузиазма.

Представители качественной прессы обычно весьма осторожны, щепетильны по отношению к фактам, склоны проверять и перепроверять информацию. «Желтые» журналисты, охотящиеся за сенсациями, – беспардонны. Во имя того, чтобы выудить из собеседника нужную информацию, вызвать на откровенность, они могут прикинуться друзьями.

Журналисты, занимающиеся новостями, работают в более жестких временных рамках. Они всегда спешат, быстро реагируют на события, не стремятся анализировать или комментировать, готовят относительно короткие материалы, и поэтому им не требуется много вспомогательной информации об истории, событиях прошлого и т.д. У них профессиональное чутье на новинки. Они легко отделяют действительно новое от видоизмененного старого, выдаваемого за новинку.

Журналисты, занимающиеся статьями, хотя также имеют сроки сдачи материалов, но никуда особенно не торопятся. Они крепко «выстраивают» свои материалы, используя большое количество мнений, комментариев, аргументов, цитат, цифр. Их материалы не обязательно связаны с новинками.

Более опытные журналисты всегда достаточно осторожны. Они не верят на слово, собирают документы, записывают интервью на диктофон. Вопросы хорошо продумывают заранее. Мастеров трудно сбить с толку. Опытные профессионалы редко занимают низкие должности, уступая их новичкам. Обычно они являются редакторами и заместителями редакторов, обозревателями.

 

Работа копирайтера (журналиста) на СМИ сегодня

 

Несколько веков профессия журналиста была и престижной, и высокооплачиваемой. В последние годы ситуация на рынке труда СМИ существенно изменилась.

С удешевлением и упрощением аудио-видеотехники, а также с появлением интернета увеличилось количество производителей информационного контента. Хотя, кроме штатных сотрудников редакции, всегда существовала целая армия внештатных корреспондентов, работающих за гонорар на свой страх и риск. Такие авторы были и в небольших местных, и в крупных национальных СМИ. Многие редакции использовали сочетание штатных и внештат­ных сотрудников. Нередко внештатные сотрудники со временем становились штатными, т.е. имеющими гарантированную зарплату, социальный пакет, рабочее место, должностные обязанности, выходные дни, оплату командировочных и накладных расходов.

Исследователь журналистики Е. Прохоров выделяет три вида творческой деятельности в этой области: редакторскую, организаторскую и авторскую. Практик журналистики В.Аграновский также говорит о разных видах обязанностей члена редакционного коллектива:

«У газетчика много забот, которые, мне кажется, лучше классифицировать не по признаку "приятные", "малоприятные" и "совсем неприятны", а по признаку: "необходимые" и "ненужные". Вот краткий и далеко не полный перечень внутригазетных мероприятий, участие в которых, я бы сказал, обязательно для сотрудника "Комсомольской правды": "летучка", планерка, "топтушка" (короткое, проводимое на ногах совещание по текущему номеру), час письма, производственное совещание, творческие "самовары", "круглые столы", теоретические "жернова", читательские конференции, совещания по перспективному планированию номеров и т. д. Если к этому добавить заказ авторских материалов, редактирование их, участие в различного рода плановых и спонтанных заседаниях, организованных секретариатом, дежурства в качестве "свежей головы" и по отделам, разработку газетных акций и прочее, окончательно станет ясно: дел у журналистов много, причем помимо их основной обязанности – писать. И это, кажется мне, естественно: отказавшись от перечисленных дел, мы как бы обрываем пуповину, связывающую нас с газетой, и очень скоро снижаем свой творческий тонус».

В последнее время количество фрилансеров значительно выросло за счет развития интернета и, особенно, социальных сетей. Блогеры, копирайтеры, пишущие для сайтов, заняли значительную нишу на рынке современного контента. При этом упал общий уровень создаваемых для аудитории текстов. Так же снизилась стоимость создания контента, т.к. многие интернет-копирайтеры работают по очень низким расценкам или выбрасывают на информационное поле вообще бесплатный контент. Обострилась конкуренция за публикацию в СМИ между профессиональными журналистами и фрилансерами. Сегодня существуют биржи контента, где можно заказать себе статью на определенную тему.

Появление армии работающих за недорогую плату фрилансеров, автоматизация информационных процессов, а также ряд экономических кризисов привели к сокращению в СМИ практически одновременно и штатов, и зарплат.

Зарплата в штате складывается из оклада и гонорара. Внештатные журналисты получают только гонорар за каждый опубликованный материал. Уровень зарплат зависит от конкретного населенного пункта.

В региональных СМИ гонорар за статьи составляет 100-300 рублей за 1000 знаков. Журналисты региональных изданий зарабатывают около 15-20 тыс. рублей в месяц (около 500 долларов). Телевизионные журналисты, как правило, получают больше своих газетных коллег.

В крупных изданиях гонорары журналистов могут составлять 300-500 рублей за 1000 знаков и больше. Зарплата столичного журналиста превышает гонорары регионального коллеги в два и более раза. Так, в Москве журналист зарабатывает около 1 000 долларов в месяц. Топовые (особенно телевизионные) журналисты могут зарабатывать в несколько раз больше.

Сегодня спрос на услуги профессиональных журналистов и уровень зарплат остались на прежнем уровне только в узких нишах профессионального контента, там, где нужно иметь опыт и знания (медицина, экономика, недвижимость и т.д.). Нишевые журналисты могут иметь гонорары и зарплаты, вдвое превышающие средние по рынку.

Ситуация в России в целом схожа с зарубежной. Во всем мире журналистика – не самая высокооплачиваемая работа.

Если раньше развитие журналистской карьеры было понятным (корреспондент, специальный корреспондент, обозреватель, редактор отдела, заместитель главного редактора, главный редактор), то сегодня перспективы весьма туманны, как туманно будущее самой традиционной журналистики.

Подготовка текстов для СМИ является замечательной школой для любого копирайтера. Работа в СМИ учит тому, как собирать информацию, как ее готовить, как писать в различных жанрах и т.д. Прошедшему школу журналистики будет намного проще работать в других «отраслях» копирайтинга.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Информационный повод

Жанры журналистских текстов

Информационные жанры

Аналитические жанры

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru