...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Цвет в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Цвет в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Цвет в тексте копирайтера"

 

 
    Различные цвета способны вызывать у человека определенные эмоции (возбуждение, успокоение, агрессивность и т.д.) Связано это с тем, что восприятие цвета у людей сформировано в результате их многолетнего взаимодействия с окружающей средой. На протяжении длительного периода исторического развития человек был чрезвычайно зависим от окружающей обстановки, и цвета являлись для него символами определенного окружения. Светлый день (цвета: белый, желтый, зеленый, голубой и т.д.) – это время активной деятельности: поиска пропитания и житейского обустройства. Темная ночь (в первую очередь, черный и синий цвет) – это время прекращения дневных дел, отдыха, но одновременно и возможной угрозы нападения какого-либо противника: человека или животного. На границе дня и ночи – сумерки (серые, неясные тона).
 
   

 

Функции цвета

Воздействие цвета на состояние человека

Холодные и теплые цвета в тексте копирайтера

 

Функции цвета в тексте копирайтера

 

Связи между цветом и окружающей средой закрепились у людей на подсознательном уровне. Поэтому человек эмоционально реагирует на цвет, вне зависимости от своих мыслей. В связи с этим, использование цвета весьма эффективно в коммуникации. Он может выполнять ряд функций:

– привлекать внимание,

– способствовать пониманию сути объекта,

– улучшать запоминание информации,

– формировать позитивное отношение к сообщению,

– выделять определенные элементы,

– уравновешивать композицию.

Цветное сообщение привлекает больше внимания, чем черно-белое. При этом существенную роль играет количество используемых цветов. Так, согласно различным исследованиям:

– использование одного дополнительного цвета (например, синего к черному) незначительно сказывается на привлечении внимания;

– использование двух дополнительных цветов существенно повышает уровень привлекательности;

– полноцветная печать привлекает на 50-80% больше читателей, чем черно-белая.

Цвет активно способствует пониманию сути объекта. С одной стороны, за счет цветовой ориентации увеличивается скорость распознавания представленных предметов. С другой стороны, повышается наглядность их качеств (черно-белое изображение, например, скрадет степень спелости фрукта, цветное же точно укажет, подчеркнет аппетитность и т.д.).

Цвет применяют также и при черно-белых окрасках самого объекта. Например, белую муку демонстрируют на цветной фотографии в виде конечного продукта – кексов, булочек и т.д.

Применение цвета помогает повысить запоминание сообщения. Согласно, например, одного из исследований черно-белый вариант рекламы запомнило 40% аудитории, двухцветный – 45%, полноцветный – 70%.

Соответственно, возрастает и уровень узнавания. Потребители легче узнают товары, рекламируемые с помощью четырех цветов.

Применение цветов позволяет формировать отношение к сообщению. Одни цвета оставят приятное, доброе впечатление. Другие возбудят. Третьи подчеркнут солидность товара или компании-производителя.

Замечено также, что рекламодатели, использующие цвет, выглядят в глазах потребителей предпочтительнее тех, что применяют только черно-белую печать. Ведь цвет – это дополнительная полезная информация.

С помощью цвета легко выделять определенные элементы сообщения – соб­с­т­вен­но объект, его аудиторию, детали окружающей обстановки, и т.д., и таким об­разом акцентировать на них внимание читателей.

В связи с тем, что различные цвета имеют различный «вес» (что будет рассмотрено дальше), они могут быть использованы для балансирования композиции. При этом важную роль может играть не только сам цвет, но и его оттенок, насыщенность.

 

Воздействие цвета на состояние человека

 

Известно, что различные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние человека. Например, для большинства людей красный символизирует кровь, огонь, тепло, мужество, силу, волю, динамику. Это также и цвет революции, коммунизма, и цвет праздника.

Красный вызывает повышенную эмоциональную реакцию. С одной стороны, стимулирует мозг, но, с другой, легко раздражает, повышает кровяное давление. В больших количествах может усугублять стрессовое состояние.

В связи со своей ярко-выраженной действенностью, красный цвет является одним из самых популярных в рекламе. Однако требует по вышеуказанным причинам продуманного применения.

Бордовый цвет символизирует умеренность, солидность.

Пурпурный – это изысканность, претенциозность.

Розовый – нежность и таинственность.

Оранжевый цвет символизирует активность, веселье, благополучие. Хорошо стимулирует, но в больших количествах утомителен.

Коричневый – это зрелость, тепло, комфорт, земля, мужественность, стабильность. Кремовые, молочные теплые тона без ярких и контрастных акцентов создают ощущение элегантности.     

Желтый цвет – символ теплого солнца. Стимулирует мозг и зрение, помогает сосредоточиться. Так же, как и красный цвет, требует осторожного применения.

Зеленый символизирует здоровье и свежесть. Понижает кровяное давление. Способствует расслаблению, успокаивает, тонизирует. Примененный в большом количестве может принести ощущение вялости и однообразия.

Синий – это покой. Объекты этого цвета кажутся удаленными.

Сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость.

Голубой цвет бесчувственен, формален и холоден, как зима. В более светлых оттенках «теплеет». С серым оттенком символизирует сдержанность.

Лиловый символизирует замкнутость, изолированность. Часто применяется при изображении теней.

Фиолетовый цвет – глубокий и тяжелый.

Серый цвет символизирует умеренность, солидность. Не раздражает даже в больших количествах.

Черный цвет – это утонченность, аристократизм, сложность. Помогает сосредоточиться.

Белый цвет символизирует чистоту. Гасит раздражение.

Следует иметь в виду, что светлые тона больше привлекают внимание, чем темные. Вместе с тем, «ядовитый» светлый цвет может вызвать беспокойство, перенаправить взгляд на что-либо более щадящее.

При использовании цветов важное значение имеет их четкость, которая зависит от отражательной способности. Чем выше этот показатель, тем меньше визуальная четкость. Отражательная способность различных цветов пред­ставлена в следующей таблице:

– темно-синий          – 8%,

– темно-зеленый       – 9%,

– темно-красный      – 13%,

– коричневый           – 27%,

– светло-голубой      – 36%,

– серый                      – 41%,

– светло-зеленый      – 45%,

– светло-серый         – 51%,

– слоновой кости     – 66%,

– бледно-желтый      – 69%,

– белый цвет                         – 84%

 

По силе запоминаемости цвета можно расположить в следующем порядке:

– желтый,

– красный,

– лиловый,

– синий,

– светло-зеленый,

– оранжевый...

 

Холодные и теплые цвета в тексте копирайтера

 

Цвета можно использовать, исходя из производимого ими «температурного» ощущения. Так, стимулирующие, активные красный, желтый и оранжевый считаются «теплыми». Успокаивающие синий и зеленый – «холодными». Фиолетовый и «травяной зеленый» в зависимости от оттенка могут входить в обе категории.

«Теплые» и «холодные» цвета не следует использовать в равном количестве в одном объявлении. Один из них, в соответствии с «температурным» замыслом, должен преобладать. При этом важно иметь в виду, что «теплые» цвета зрительно выдвигаются вперед, а «холодные», расположенные рядом, отодвигаются «внутрь». Таким образом, окрасив предмет рекламы в «теплый», его можно выдвинуть, представить на «отдаленном» «холодном» фоне.

Разное ощущение оставляют разные цвета и с точки зрения объемности. Так, например, квадраты одинаковой величины, но окрашенные соответственно в белый и черный цвета, кажутся различными по размеру. Красный, оранжевый, желтый и белый придают предметам больший вид. Синий и зеленый уменьшают.

 Привлекательность цветов в определенной степени зависит и от сочетаемой с ними формы. Так, зеленый цвет нравится больше, когда он покрывает поверхность вытянутого вверх треугольника. Всем остальным цветам подходит форма круга. При этом наибольшей привлекательностью будут обладать по убывающей: оранжевый, фиолетовый, желтый.

Для вертикального эллипса хорошо подходят красный и фиолетовый цвета. Для горизонтального – зеленый и голубой.

С перевернутым треугольником лучше сочетаются зеленый, оранжевый и желтый. С квадратом – голубой, фиолетовый, желтый.

Для вертикального прямоугольника считаются более подходящими желтый и зеленый. Для горизонтального – голубой и фиолетовый.

Важно иметь в виду также и воздействие сочетаний различных цветов и линий. Так, чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее их цвета, тем более неприятные (вплоть до головокружения) ощущения они вызывают. Особенно сильно проявляется этот эффект, если смотрящий человек находится в стрессовом состоянии.

Восприятие цветов зависит и от их количества, и от интенсивности, и от сочетаний. Так, сообщение не следует перегружать различными красками. Их численность должна быть минимально необходимой для качественного восприятия сообщения. В противном случае цветовая «какофония» может направить интерес читателей исключительно на себя, а в некоторых случаях и вовсе оттолкнуть людей от сообщения.

Чем цвет интенсивнее, тем его должно быть меньше. Броским насыщенным цветом не следует выделять второстепенные предметы. Фон всегда должен быть неопределеннее, бледнее.

Для привлечения внимания особенно эффективно использование контрастных сочетаний цветов. Так, например, может быть чрезвычайно успешной черно-белая реклама на общем цветном фоне. Поэтому же всегда выигрышны цветные объявления на черно-белом фоне.

В целом, чем ближе друг к другу оттенки, чем больше цветовых сочетаний, тем меньше контраст и тем меньше воздействие на читателя.

Можно отметить, что сочетание зеленого и желтого цвета создают ощущение бодрости, означают процветание. Золотистый и белый – это праздничная торжественность. Сочетание розового и серого создает романтичное настроение, вызывает приятные воспоминания.

Фиолетовый цвет в комбинации с оранжево-красным или красно-фиолетовым вносит нотку утонченности и аристократизма. В качестве ведущего цвета фиолетовый вызывает ассоциативную связь реального с мистическим.

 Синий и желтый – это молодежный задор. Если синий занимает в сочетании с другими цветами ведущее место, то создается атмосфера доверия и надежности.

Сочетание красного и черного символизирует значимость, уважение, респектабельность. Если красный является ведущим, то такие комбинации хорошо запоминаются. Избежать традиционности можно сочетанием пурпурно-фиоле­то­вых оттенков красного с карамельно желто-оранжевым.

Черный цвет не стоит сочетать с оранжевым, иначе будет подавлена эмоциональность. Он хорош в качестве фона и обрамления для других цветов.

Однако черный совершенно не подходит в качестве фона для текста большой длины и небольших букв. Чтение будет весьма утомительным также и при контрастах красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов. От них, в результате так называемой «вибрации цветов на стыке», рябит в глазах.

По четкости восприятия печатных знаков цветовые сочетания можно расставить в следующем порядке убывания:

– синий на белом,

– черный на желтом,

– зеленый на белом,

– черный на белом,

– зеленый на красном,

– красный на желтом,

– красный на белом,

– оранжевый на красном,

– черный на пурпурном,

– оранжевый на белом,

– красный на зеленом.

 

Безусловно, следует избегать оттенков, которые слабо отличаются. Цвета знаков и фона не должны сливаться.

Наиболее дешевым, с технологической точки зрения, и привычным для читателей является размещение черного текста на белом фоне.

При подготовке сообщения следует не только подбирать эффективные сочетания цветов, но и выстраивать, менять их в определенном порядке: от менее приятного к более приятному, сверху вниз, слева направо.

 

Необходимо отдавать себе отчет в том, что вышеприведенные данные и наблюдения носят относительный характер. Восприятие цвета может зависеть и от эмоционального состояния человека, и от его пола, и от национальности. Так, например, один и тот же человек в возбужденном и спокойном состоянии относится к одному и тому же цвету по-разному.

Считается, что на мужчин сильнее всего действуют черный и красный цвета, на женщин же – синий и зеленый.

В различных странах популярными являются разные цвета. Например, в Австрии это зеленый; в Болгарии – темно-зеленый и коричневый; в Голландии – оранжевый и голубой; в Египте – голубой и зеленый; в Ираке – светло-красный, серый и синий; в Ирландии – зеленый; в Китае – красный; в Мексике – красный, белый, зеленый; в Пакистане – изумрудно-зеленый; в Сирии – индиго, красный, зеленый. Во многих западных странах белый цвет означает чистоту, в восточных же – подлость, лживость, траур, и т.д.

 

 В целом, можно отметить, что на выбор цвета в сообщении, кроме его самостоятельного значения, влияют следующие факторы:

– создаваемый образ,

– характер описываемого объекта,

– сочетания с другими используемыми цветами в объявлении и в других соседних объявлениях,

– сочетания с формами и линиями,

– психологические характеристики аудитории, которые зависят от ее социально-демографического состава.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Содержание иллюстрации

Персонажи иллюстраций

Виды иллюстраций

Композиция визуальных элементов в тексте

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru