...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Персонажи иллюстраций в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Персонажи иллюстраций в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Персонажи иллюстраций в тексте копирайтера"

 

 
   

Особенное внимание иллюстрациям придается в медиа- и рекламном копирайтинге, где они играют очень важную роль.  Персонажи иллюстраций могут не только привлечь к сообщению внимание конкретной аудитории. В определенных обстоятельствах люди будут считаться с мнением, рекомендациями изображенных личностей.

 Для того чтобы это произошло, персонажи должны узнаваться аудиторией. Ведь человек при встрече со знакомым получает определенное удовольствие от узнавания. Он переносит это чувство на связанный с персонажем объект. В результате, например, рекламируемый объект воспринимается быстрее.

 

Авторитетные персонажи

Типичные потребители 

Мимика и жесты героев иллюстраций 

 
 
   

Авторитетные персонажи в текстах копирайтеров

 

Люди ведут себя по жизни, исходя из определенных установок, они играют некие выбранные роли. Однако никто из них не знает, как в точности сле­дует поступать в той или иной ситуации. Поэтому люди наблюдают за окружающими, подражают тем, кем хотели бы стать, тем, кого принимают за определенный стандарт, эталон поведения в той или иной социальной сфере: красавцам и красавицам, хорошим хозяйкам, выдающимся спортсменам, успешным бизнесменам, актерам, шоу-звездам и т.д.

Человек пытается во всем копировать авторитеты и поэтому старается поль­зоваться теми же товарами или услугами, что и его «идеалы». Так же он, определяя свою принадлежность к какой-либо референтной группе, из боязни быть ею отверженным, поступает согласно ее установкам (в том числе, пользуется определенными товарами и услугами). При этом человеку совсем не обязательно действительно быть членом этой социальной группы. Он может просто идентифицировать себя с ее членами.

Разные люди в разной степени считаются с мнением авторитетов. Одни более внушаемы, другие – менее. Считается, например, что сильнее подвержены влиянию лидеров референтной группы люди с более низким образованием и интеллектуальным уровнем, а также молодежь.

Безусловно, персонаж иллюстрации, выступающий в роли стандарта или эталона, должен вызывать у читателя определенное доверие. В зависимости от ситуации, таковым может быть и знаменитость, и специалист в определенной области, и типичный потребитель продукта, и специально придуманный герой.

Знаменитости наиболее часто используются при рекламе недорогих потребительских товаров, т.е. в тех случаях, когда не нужно прибегать к серьезной аргументации. Доверия, которое человек испытывает к известной личности, может оказаться вполне достаточным для положительного восприятия товара.

Также знаменитость окажется полезной в ситуации, когда потребитель не видит различия между торговыми марками. Тогда свидетельство, рекомендация известной личности окажется существенным дополнительным аргументом.

В рекламе же дорогой, сложной техники изображение знаменитости бу­дет скорее отвлекать внимание, чем помогать продаже. Ведь при таких покупках потребитель ведет себя более рационально, старается не доверять своим эмоциям.

Естественно, чем популярнее, известнее персона, тем выше достигаемый рекламный эффект. У разных групп населения будут разные лидеры. Например, для молодежи – это популярные музыканты, для деловых людей – успешные бизнесмены, для спортсменов – чемпионы и т.д.

Работа со «звездами» кроет ряд сложностей. Во-первых, известные личности практически всегда требуют высоких гонораров за свое участие в рекламе.

Во-вторых, эффект от их участия может быть не таким уж значительным, если знаменитости уже рекламировали другие товары или услуги. К тому же всегда есть опасность, что все внимание читателей будет приковано именно к изображению известного человека, хотя по замыслу создателей сообщения он должен был перенаправить интерес к содержанию рекламы.

В-третьих, известность и положительная популярность – это далеко не одно и то же. Знаменитостей практически всегда сопровождают скандалы, случающиеся с ними в личной или общественной жизни. Рекламодателям не раз приходилось разрывать такие, казалось бы, чрезвычайно выгодные контракты со «звездами». (Так, например, одна из самых крупных компаний прохладительных напитков отказалась от сотрудничества с именитейшим поп-певцом после того, как на него легла тень подозрения в развратных действиях по отношению к детям.  Сразу несколько компаний разорвали спонсорские контракты с известной российской теннисисткой, после того как она оказалась замешанном в допинговом скандале).

В-четвертых, значительная часть читателей подозревает (и не без оснований) рекламирующих знаменитостей в том, что они не объективны, куплены специально для продвижения конкретного товара. (Возможно, для снижения этого негативного эффекта известной личности стоит высказываться в поддержку продукта не так однозначно, а обронив несколько критичных слов по поводу незначительных деталей.)

В отличие от знаменитостей, специалисты используются как раз при продвижении сложных и дорогих товаров, в тех случаях, когда потребителям важно получить квалифицированное мнение. Обычно люди осознают, что есть вопросы, в которых они разбираются хуже, чем специально подготовленные работники. Поэтому потребители готовы доверять различным знатокам, экспертам.

Однако специалисты должны обладать определенной репутацией, не вызывать подозрений в некомпетентности или подкупе со стороны производителя товара или услуги. Следует обязательно указать имя, должность, организацию эксперта. Полезным будет и перечисление достижений или титулов специалиста. Все его регалии должны иметь реальный, значимый характер. Например, к должности «профессор Московского государственного университета имени Ломоносова» потребители отнесутся с куда большим доверием, чем к званию «почетный академик Альтернативной международной академии наук», и т.д.

Безусловно, не стоит цитировать в тексте специалистов, замешанных в научных или коммерческих скандалах. Личности экспертов должны восприниматься однозначно положительно.

 

Типичные потребители в текстах копирайтеров

 

В связи с дороговизной знаменитостей и специалистов, и в медиакопирайтинге, и в рекламе достаточно часто используются и свидетельства типичных потребителей товара. Это обусловлено тем, что люди готовы позволить увлечь себя эмоционально, если на иллюстрации изображены похожие на них персонажи – мыслящие и действующие, исходя из понятной, близкой им логики. И вполне возможно, что в таком случае обычный человек будет убедителен не меньше, чем знаменитость. А насколько дешевле!

В случаях же, когда потребители уже хорошо знакомы с товаром, положительно воспринимают его, знаменитость или специалист могут оказаться даже менее убедительными, чем типичный потребитель, обладающий, казалось бы, меньшим влиянием. Конечно, такому персонажу следует производить впечатление искренности, объективности. Люди должны верить, что он говорит от чистого сердца, а не из-за, возможно, полученного гонорара. Поэтому не стоит использовать в рекламе производителей или продавцов товара, которые безусловно заинтересованы в реализации обсуждаемого продукта.

В качестве типичного потребителя может выступать человек, похожий на него по своему статусу, поведению, одежде, манерам и т.д. Потребители могут вос­принимать его как соседа, сослуживца, знакомого и т.д.

При воссоздании  детской атмосферы лучше использовать соответствующий «не­взрослый» образ. Изображение детей, как известно, всегда привлекает внимание. К тому же детские эмоции естественны. Их проявлению люди доверяют больше, чем у взрослых.

То же самое можно сказать и о животных. При рекламе корма, различных аксессуаров для домашних животных изображения кошечек, собачек и т.д. будут весьма уместны.

Герою иллюстрации не обязательно быть реально существующим субъектом. Так, в рекламе нередко используют изображения специально придуманных героевXE "Персонаж:придуманный герой". Например, гепард – потребитель чипсов, моряк Попай – потребитель шпината и т.д.

Такие персонажи, как и знаменитости, и типичные потребители, используются обычно при иллюстрировании несложной потребительской рекламы.

Количество людей на иллюстрациях всех типов в первую очередь зависит от содержания самого сообщения. Может быть изображен и один персонаж, а может быть – и несколько. Следует иметь в виду, что если уместно показать семейную группу с указанием имен, то такое сообщение может привлечь на треть больше читателей, чем сообщение с одним или двумя безымянными людьми.

В целом, три-четыре человека на иллюстрации лучше, чем десять. Нельзя забывать, что человек зрительно, без напряжения «схватывает» не более семи объектов.

Более важные герои иллюстраций могут выделяться на фоне других с помощью контраста: по полу (мужчина среди женщин), по внешности (высокий среди невысоких, блондин среди брюнетов и т.д.), по имеющимся атрибутам (с автомобилем среди «безлошадных» и т.д.).

Человек на иллюстрации должен позитивно восприниматься, не вызывать недоумения или сомнения. В связи с этим его одежда должна соответствовать изображенной ситуации. То есть если изображен бизнесмен на переговорах, то на нем – деловой костюм. Если спортсмен – то спортивная форма. Если человек среднего достатка – то недорогая, но качественная одежда. Если молодежь – то модный «прикид». Для изображения человека другой эпохи подойдет соответствующий исторический костюм. Для подчеркивания сексуальности – облегающая одежда. Для мужчин, естественно, мужские вещи. Для женщин – женские. И т.д.

Необходимо обращать внимание и на прическу персонажа: модная или не модная, присутствует или отсутствует как таковая. У мужчин также может иметь значение изображение бороды. Ей под силу подчеркнуть аккуратность или неопрятность человека, а также принадлежность к определенной группе – модникам, купечеству, «интеллигентствующим», священнослужителям, горцам и т.д.

Татуировка на теле героя иллюстрации в большинстве случаев укажет на стремление быть модным, а также, возможно, – на связь с военной службой или с уголовным миром.

Важную роль в восприятии могут играть и различные аксессуары, принад­лежащие персонажу: бижутерия, сумки, галстуки, погоны, ордена, корона, скипетр и т.д.

Очень осторожно следует использовать очки. Если обычные, как правило, придают более интеллигентный вид, то затемненные, скрывая глаза персонажа, заставляют людей быть очень осмотрительными, относиться к высказанной информации с подозрением.

Также внимательно необходимо использовать религиозные атрибуты и украшения. В стране, где есть много различных религиозных течений и направлений, никогда не известно заранее, с кем имеешь дело, насколько потенциальный покупатель терпим (или нетерпим) к чужой конфессии.

 

Мимика и жесты героев иллюстраций в текстах копирайтеров

 

Очень много информации читателям предоставляют мимикаXE "Персонаж:мимика и жесты" и жесты героев иллюстраций. Подчас изображают людей, выражающих неадекватные тексту эмоции, а это, конечно же, отталкивает аудиторию. Поэтому важно следить, чтобы мимика и жесты соответствовали происходящему – были функционально-нейтральными или подчеркивали определенные эмоции: радость, удивление и т.д.

Например, свисающая голова указывает на безнадежность, безволие, апатию. Склоненная – обозначает подчиненность. Поднятая – это свобода, уверенность в себе, в своих действиях. Задранная – неприступность, заносчивость. Откинутая назад – беспомощность или расслабленность. Запрокинутая – наглость, протест, превосходство над собеседником. Выставленная вперед – интерес (но может быть и угроза). Отворачиваемая – потеря интереса, несогласие, отрицание. Наклоненная в сторону – симпатия, одобрение.

Наморщенный лоб – это внимание к теме, непонимание чего-либо.

Вертикальные морщины – решимость, упрямство, своенравие, недовольство или раздраженность. Горизонтальные – наблюдательность. Волнистые (соче­та­ние вертикальных и горизонтальных) – беспомощность.

Вытаращенные глаза – это восхищение, удивление, желание воспринять больше информации. Широко раскрытые – открытость, готовность вступить в контакт. Открытые – нормальное восприятие окружающего, оптимизм. Потупленные – утомленность, скука, равнодушие. Прищуренные – концентрация, осмысление, невосприятие получаемой информации, оборона. Прищуренные с движением в сторону – лукавство, нетерпеливое ожидание. Прищуривание одного глаза – уверенность в понимании подоплеки разговора, во владении инициативой. Заведенные вверх и налево – полная поглощенность воспринимаемой информацией. Закрытые – окончание восприятия информации, нежелание продол­жать разговор.

Прямой взгляд – это заинтересованность и уважение. В упор – недоверие, превосходство. Сверху вниз – высокомерие, властность. Снизу вверх – подчиненность, недоверие. Косой сверху вниз – снисходительность, презрение. Косой снизу вверх – угодничество. Блуждающий – оценка, обида, общий интерес или его отсутствие. Фиксированный на собеседнике – осознание собственной силы.

Наморщенный нос – это неприязнь, смущение. Прикосновение к кончику – самоконтроль, размышление.

Кривой рот – презрение. С опущенными уголками – разочарование, скепсис, ирония, угрюмость. Со сжатыми зубами и губами – сдерживание.

Надутые губы – своенравие. Выпяченные – враждебность. Поджатые – испуг. Сжатые – бессильный гнев, ложь.

Приподнятые плечи – неуверенность. Опущенные – уверенность, владение собой. Провисшие вперед – слабость, отчаяние. Отведены назад – мужественность, сила, предприимчивость. Выставлены вперед – боязнь.

Ладони вверх – ожидание одобрения, необходимого решения, демонстрация добрых намерений. Ладони вниз – защита, сдерживание. Кулак – защита, агрессия, невозможность повлиять на ситуацию, умственная концентрация. Не до конца разжатые пальцы – нерешительность. Хватающие пальцы – упрямство, стрем­ление к самоутверждению, боязливость. Руки за спину – выжидание, созерцание, пассивность. Руки перед собой – стремление к самоутверждению. Руки в карманах – неуверенность, высокомерие. Руки под столом – неуверенность. Руки на столе – готовность вступить в контакт. Рука в руке – нервозность, возбуждение, смущение, скованность, замешательство. Руки, скрещенные на груди – неуверенность, защита. Руки зажаты между бедрами – защита. Руки в бока – дерзость, вызов. Руки прижаты к туловищу – подчиненность. Руки расстегивают пиджак – открытость. Руки застегивают пиджак – защита, конец контакта. Освобождение воротничка – задумчивость. Руки опираются, как при вставании – желание встать, уйти. Потирание рук – удовлетворенность. Рука, закрывающая на время рот – неуверенность, освобождение от давления извне.

Поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание, по­щипывание или почесывание щеки, уха, бровей, касание или поглаживание волос на голове – ложь, растерянность, смущение. Подпирание головы – желание покоя и защищенности. Опирание подбородка на ладонь, когда указательный палец вдоль щеки, остальные ниже рта – критичность восприятия. Пощипывание переносицы – глубокая сосредоточенность, размышления. Обхват лба – концентрация. Потирание лба – попытка отогнать навязчивые мысли. Почесывание подбородка – принятие решения. Отгибание уха – внимание. Почесывание под мочкой указательным пальцем правой руки – сомнения, неуверенность. Подъем руки – желание взять слово. Постукивание пальцами – нетерпение. Стряхивание воображаемых пылинок – неприятие. Поглаживание предметов – деликатность. Игра предметами – нервность, невнимательность. Снятие очков – желание выиграть время.

Человек стоит одинаково на обеих ногах – стремление к самоутверждению, отстаиванию своей позиции. Ноги сидя: вытянутые – покой, согнутые – готовность к действию, скрещенные или прижатые друг к другу – беспомощность, зам­кнутость, раздвинутые – беспечность, одна на другой – беззаботность, на краю стула – готовность вскочить.          

Отворачиваемый корпус означает стремление уйти.

Непринужденная улыбка – это признание, согласие, ободрение. Деланная – лицемерность, смущение. Приторная – лесть. Усмешка – скепсис, снисходительность. Кривая усмешка – напускная вежливость. Ухмылка – наглость, коварство.

Одинаковость поз персонажей – совпадение позиций, наличие общего языка.

 

***

 

Перефразируя Чехова, можно сказать, что при изображении человека в сообщении все является важным: и его статус, и одежда, и окружающая обстановка, и мимика, и жесты.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Виды иллюстраций

Композиция визуальных элементов в тексте

Шрифт в тексте

Создание вариантов текста

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru