...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Использование рифмы в текстах копирайтеров

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Использование рифмы в текстах копирайтеров"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Использование рифмы в текстах копирайтеров"

 

 
   

Одно из самых мощных художественных средств, которое следует выделить отдельно, это рифма (созвучие окончаний слов). Она нередко используется в ключевых фразах прозаического текста. Чаще всего же к рифме прибегают в поэзии.

О том, что дает рифма тексту, пишет В. Шкловский:

«Рифма – это повтор – возвращение к прежде сказанному слову. Рифма как будто удивляется, что слово, которое так похоже,– не равноосмысленно.

Вот этот перебор смысловых значений, столкновение смыслов держится в поэзии рифмами и построениями строф».

Рифма может быть использована для запоминания определенной информации.

 

 
   

Род рифмы

Точные и неточные рифмы

Другие виды рифмы

Неоправданное использование рифмы

 

Род рифмы в текстах копирайтера

 

Различают три рода рифмы:

– мужская (самая простая), где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. (Я – моЯ, ТЫ – цвеТЫ, миРЫ – пиРЫ);

– женская, где ударение стоит на предпоследнем слоге и совпадает больше звуков (стрАННО – тумАННО, крАНЫ – рАНЫ, выбирАЯ – крАЯ);

– трехсложная (дактилическая), где ударение стоит на третьем слоге от конца (кОсИтсЯ – прОсИтсЯ, рОзоЧкА – кОзОчКа, пАлОчкаА – гАлОчкА).

 

Точные и неточные рифмы в текстах копирайтера

 

Рифмы бывают точные и неточные. Так, в точной рифме совпадают:

– последний ударный гласный,

– звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Например, лечу – кричу, страдать – кровать, мешаешь – качаешь.

В неточных рифмах, которых может быть больше, чем точных, совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного.

Например, синяя – Россия, хороший – пороша, оружие – обнаруживая.

 

Другие виды рифмы в текстах копирайтера

 

Выделяют сквозную рифму, которая проходит через все произведение (например, когда одна рифма используется в каждой строке).

 

«Потемкин! Не гнусна хороша рифма взгляду

И слуху не гадка,

Хотя слагателю приносит и досаду,

Коль муза не гладка,

И геликонскому противна вертограду,

Когда свиньей визжит.

И трудно рифмовать писцу, в науке младу,

Коль рифма прочь бежит…»

(А. П. Сумароков)

 

Также в стихах применяется эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованными с первой строкой.

 

«Я не поэт – и, не связанный узами

               С музами,

Не обольщаюсь ни лживой, ни правою

               Славою.

Родине предан любовью безвестною.

               Честною,

Не воспевая с певцами присяжными,

               Важными

Злое и доброе, с равными шансами,

               Стансами».

 (В. С. Курочкин)

 

Если все слова рифмуются между собой, то это панторифма.

 

«Снегопад.

Снега пуд.

Наши саночки везут».

(Н. Бельченко)

 

Рифма в поэзии не обязательна. Выразительными могут быть и «белые стихи», использующими, прежде всего, ритм и эмоциональную насыщенность слов.

Наиболее уместно использование рифмы в заголовках, слоганах и кодах прозаического текста, а также в текстах цельных поэтических произведений.

 

Примеры использования рифмы в рекламе:

 

«Ваша киска купила бы Вискас»

(корм для кошек)

 

«Чистота – чисто Тайд»

(стиральный порошок)

 

«Есть идея – есть Икеа»

(мебельная компания)

 

Неоправданное использование рифмы в текстах копирайтинга

 

Рифма нередко используются в текстах совершенно неоправданно. В подавляющем большинстве случаев стихи не являются подходящей формой для изложения деловой, коммерческой информации. К тому же обычно доморощенные рекламные стихотворцы явно не могут составить конкуренцию Пушкину и Маяковскому. Их творения не в состоянии ни убедить в качестве или в пользе товара, ни побудить к акту покупки. Чаще всего им удается своими творческими потугами лишь рассмешить потенциальных покупателей.

 

Примеры напрасного рекламного «стихосложения:

 

«Москва без "Зила" – что поплавок без грузила»

 

«Если налоги стали Вам сниться,

В "Партнерство Аудиторов" Вам нужно обратиться,

9-9-5-14-30,

И Ваша проблема сразу решится».

 

«Кухня наша – сердце дома!

Не зависит от объемов,

На любой и вкус, и цвет!

 

В магазине кухня есть,

Приходите покупать,

Мы готовы предлагать!»

 

«МАЙ-ВАЛДАЙ

Три дня увлекательного отдыха с экскурсиями, праздничной программой, рестораном и сплавом на рафтах по горной Мсте.

Пороги и перекаты, адреналин и приключения.

Комфорт и наслаждение.

Купив путевку, Вы

выезжаете из Москвы

на автобусе "Неоплан"

Вам в салоне поет цыган.

Посмотрев красавец-Валдай,

Поподаете прямо в рай.

Погуляв допоздна и поспав,

отправляйтесь на бурный сплав.

Струи крутят Ваш рафт и мнут.

Пережив пятьсот острых минут

И до ночи повеселясь,

Наутро, с радостным лицом –

Гулять в именьи. В ту пору

Обед уж ждет Вас. Tu-ru.ru

В Москву прибывши наконец,

Ты думаешь ну все, … поеду еще раз!»

 

С точки зрения величины поэтического (но не рекламного) дарования, можно сравнить вышеприведенные «вирши» со строками Маяковского:

 

С помощью Резинотреста

                               мне везде сухое место

 

Нигде, кроме как

                               в Моссельпроме

 

 

Стой! Ни шагу мимо!

Бери

          папиросы

                            «Прима».

Выкуришь 25 штук –

совершенно безвредно:

           фильтрующий мундштук.

 

Хорошие стихи запоминаются быстро и надолго.

 

***

Использование любого художественного приема должно быть оправдано. Иначе он не только окажется неэффективным, но и ухудшит восприятие. Потребитель может не понять оригинального смысла («фишка»), погрузиться в ненужные ассоциации («Москва без "Зила" – что поплавок без грузила»), улыбнуться там, где все очень серьезно («Если налоги стали Вам сниться, в "Партнерство Аудиторов" Вам нужно обратиться»).

В различных тестах используются практически все виды художественных приемов, однако с разной частотой. Литературный и медиакопирайтинг чаще всего обращаются к средствам, усиливающим образность, выразительность языка. Например, И. Эренбург почти постоянно пользуется короткой, бьющей фразой, параллелизмом, иронией. Причем все эти приемы и средства выражения не рассыпаны по тексту, нередко присутствуют в одном абзаце, в одной мысли, оформленной в нескольких предложениях: «Мистер Форд встал. Он говорит отчетливо и торжественно, как воскресный проповедник. У него высокий лоб и высокое призвание».

 В деловых и рекламных текстах общее количество художественных приемов должно быть ограничено. Иначе возникнет определенный образный шум, отвлекающий читателя от сути текста. Стоит еще раз повторить, что лучший объект применения художественных приемов в рекламных и деловых текстах – заголовок, слоган, кода.

В работе над художественными приемами пригодятся различные словари: синонимов, антонимов, омонимов, рифм, идеографический, фразеологический, фразеологических синонимов, цитат, поговорок, крылатых выражений, русского сленга, англо-русский, фразеологический и т.д. Но пользоваться словарем следует лишь как вспомогательным средством. Не стоит отыскивать в словаре прием, ударное слово или крылатую фразу, а затем прилаживать к ним текст.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

«Лицо» текста

Визуальные факторы

Место иллюстрации

Размер иллюстрации

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru