| ||||||
... | ... | |||||
Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары Использование рифмы в текстах копирайтеров |
||||||
|
||||||
Поиск по сайту: ■ Копирайтинг■ Рекламная кампания ■ Медиапланирование ■ Реклама недвижимости ■ Менеджмент рекламы ■ Рубричная реклама ■ Продажа рекламы ■ Медиапланирование ■ Продажа рекламы ■ эффективность рекламы ■ Медиарилейшнз ■ Брендинг
|
Видеоверсия лекции А. Назайкина "Использование рифмы в текстах копирайтеров"
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина "Использование рифмы в текстах копирайтеров"
|
|||||
Одно из самых мощных художественных средств, которое следует выделить отдельно, это рифма (созвучие окончаний слов). Она нередко используется в ключевых фразах прозаического текста. Чаще всего же к рифме прибегают в поэзии. О том, что дает рифма тексту, пишет В. Шкловский: «Рифма – это повтор – возвращение к прежде сказанному слову. Рифма как будто удивляется, что слово, которое так похоже,– не равноосмысленно. Вот этот перебор смысловых значений, столкновение смыслов держится в поэзии рифмами и построениями строф». Рифма может быть использована для запоминания определенной информации.
|
||||||
□ Неоправданное использование рифмы
Род рифмы в текстах копирайтера
Различают три рода рифмы: – мужская (самая простая), где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. (Я – моЯ, ТЫ – цвеТЫ, миРЫ – пиРЫ); – женская, где ударение стоит на предпоследнем слоге и совпадает больше звуков (стрАННО – тумАННО, крАНЫ – рАНЫ, выбирАЯ – крАЯ); – трехсложная (дактилическая), где ударение стоит на третьем слоге от конца (кОсИтсЯ – прОсИтсЯ, рОзоЧкА – кОзОчКа, пАлОчкаА – гАлОчкА).
Точные и неточные рифмы в текстах копирайтера
Рифмы бывают точные и неточные. Так, в точной рифме совпадают: – последний ударный гласный, – звуки, начиная от последнего ударного гласного. Например, лечу – кричу, страдать – кровать, мешаешь – качаешь. В неточных рифмах, которых может быть больше, чем точных, совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного. Например, синяя – Россия, хороший – пороша, оружие – обнаруживая.
Другие виды рифмы в текстах копирайтера
Выделяют сквозную рифму, которая проходит через все произведение (например, когда одна рифма используется в каждой строке).
«Потемкин! Не гнусна хороша рифма взгляду И слуху не гадка, Хотя слагателю приносит и досаду, Коль муза не гладка, И геликонскому противна вертограду, Когда свиньей визжит. И трудно рифмовать писцу, в науке младу, Коль рифма прочь бежит…» (А. П. Сумароков)
Также в стихах применяется эхо-рифма, когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованными с первой строкой.
«Я не поэт – и, не связанный узами С музами, Не обольщаюсь ни лживой, ни правою Славою. Родине предан любовью безвестною. Честною, Не воспевая с певцами присяжными, Важными Злое и доброе, с равными шансами, Стансами». (В. С. Курочкин)
Если все слова рифмуются между собой, то это панторифма.
«Снегопад. Снега пуд. Наши саночки везут». (Н. Бельченко)
Рифма в поэзии не обязательна. Выразительными могут быть и «белые стихи», использующими, прежде всего, ритм и эмоциональную насыщенность слов. Наиболее уместно использование рифмы в заголовках, слоганах и кодах прозаического текста, а также в текстах цельных поэтических произведений.
Примеры использования рифмы в рекламе:
«Ваша киска купила бы Вискас» (корм для кошек)
«Чистота – чисто Тайд» (стиральный порошок)
«Есть идея – есть Икеа» (мебельная компания)
Неоправданное использование рифмы в текстах копирайтинга
Рифма нередко используются в текстах совершенно неоправданно. В подавляющем большинстве случаев стихи не являются подходящей формой для изложения деловой, коммерческой информации. К тому же обычно доморощенные рекламные стихотворцы явно не могут составить конкуренцию Пушкину и Маяковскому. Их творения не в состоянии ни убедить в качестве или в пользе товара, ни побудить к акту покупки. Чаще всего им удается своими творческими потугами лишь рассмешить потенциальных покупателей.
Примеры напрасного рекламного «стихосложения:
«Москва без "Зила" – что поплавок без грузила»
«Если налоги стали Вам сниться, В "Партнерство Аудиторов" Вам нужно обратиться, 9-9-5-14-30, И Ваша проблема сразу решится».
«Кухня наша – сердце дома! Не зависит от объемов, На любой и вкус, и цвет!
В магазине кухня есть, Приходите покупать, Мы готовы предлагать!»
«МАЙ-ВАЛДАЙ Три дня увлекательного отдыха с экскурсиями, праздничной программой, рестораном и сплавом на рафтах по горной Мсте. Пороги и перекаты, адреналин и приключения. Комфорт и наслаждение. Купив путевку, Вы выезжаете из Москвы на автобусе "Неоплан" Вам в салоне поет цыган. Посмотрев красавец-Валдай, Поподаете прямо в рай. Погуляв допоздна и поспав, отправляйтесь на бурный сплав. Струи крутят Ваш рафт и мнут. Пережив пятьсот острых минут И до ночи повеселясь, Наутро, с радостным лицом – Гулять в именьи. В ту пору Обед уж ждет Вас. Tu-ru.ru В Москву прибывши наконец, Ты думаешь ну все, … поеду еще раз!»
С точки зрения величины поэтического (но не рекламного) дарования, можно сравнить вышеприведенные «вирши» со строками Маяковского:
С помощью Резинотреста мне везде сухое место
Нигде, кроме как в Моссельпроме
Стой! Ни шагу мимо! Бери папиросы «Прима». Выкуришь 25 штук – совершенно безвредно: фильтрующий мундштук.
Хорошие стихи запоминаются быстро и надолго.
*** Использование любого художественного приема должно быть оправдано. Иначе он не только окажется неэффективным, но и ухудшит восприятие. Потребитель может не понять оригинального смысла («фишка»), погрузиться в ненужные ассоциации («Москва без "Зила" – что поплавок без грузила»), улыбнуться там, где все очень серьезно («Если налоги стали Вам сниться, в "Партнерство Аудиторов" Вам нужно обратиться»). В различных тестах используются практически все виды художественных приемов, однако с разной частотой. Литературный и медиакопирайтинг чаще всего обращаются к средствам, усиливающим образность, выразительность языка. Например, И. Эренбург почти постоянно пользуется короткой, бьющей фразой, параллелизмом, иронией. Причем все эти приемы и средства выражения не рассыпаны по тексту, нередко присутствуют в одном абзаце, в одной мысли, оформленной в нескольких предложениях: «Мистер Форд встал. Он говорит отчетливо и торжественно, как воскресный проповедник. У него высокий лоб и высокое призвание». В деловых и рекламных текстах общее количество художественных приемов должно быть ограничено. Иначе возникнет определенный образный шум, отвлекающий читателя от сути текста. Стоит еще раз повторить, что лучший объект применения художественных приемов в рекламных и деловых текстах – заголовок, слоган, кода. В работе над художественными приемами пригодятся различные словари: синонимов, антонимов, омонимов, рифм, идеографический, фразеологический, фразеологических синонимов, цитат, поговорок, крылатых выражений, русского сленга, англо-русский, фразеологический и т.д. Но пользоваться словарем следует лишь как вспомогательным средством. Не стоит отыскивать в словаре прием, ударное слово или крылатую фразу, а затем прилаживать к ним текст.
Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO» Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова… Не опоздай к началу занятий! Жми!
|
||||||
|
См. также: |
|||||
... |
© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru |
|||||