...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Методы исследования информации для текста в копирайтинге

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Методы исследования информации для текста в копирайтинге"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Методы исследования информации для текста в копирайтинге"

 

 
   

Сбор информации по теме текста для различных типов копирайтинга происходит по одним и тем же канонам. Максим Горький отмечал: «Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику, так же как ученому, необходимо обладать воображением и догадкой – "интуицией"».

Собирать информацию, познавать действительность копирайтер может с помощью рационально-познавательных и художественных методов. Первые включают в себя ряд эмпирических и теоретических методов. 

 

Эмпирические методы

Теоретические методы

Художественный метод

 
 
   

Эмпирические методы сбора информации

 

К эмпирическим методам относят:

– метод наблюдения,

– метод проработки (анализа) документов,

– метод опроса,

– метод эксперимента.

 

Метод наблюдения основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Объектом наблюдения могут быть различные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации. Наблюдение может быть открытое и скрытое. В первом случае копирайтер объявляет о своей цели и может попросить о помощи участников событий или получить разрешение участвовать в них, во втором – не сообщает окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, о своих намерениях. При открытом наблюдении проще получить необходимую информацию, при скрытом она может оказаться более объективной.

Вот как описывает открытый сбор информации В. Аграновский:

«Явившись на место, мы тут же предъявляем повод, по которому приехали, излагаем всю сумму предполагаемых претензий и действуем открыто. Сразу скажу, что считаю этот метод принципиально правильным, и если угодно, универсальным – в том смысле, что какой бы путь мы ни избрали, собирая материал, заканчивать его должны с "открытым забралом".

Во-первых, открытость наших действий есть свидетельство уважения к праву "противника" на защиту.

Во-вторых, защищаясь, "противник" излагает свои доводы, и это толкает нас в поисках контрдоводов на более углубленное и всестороннее изучение проблемы. Стало быть, мы получаем дополнительную гарантию от предвзятости, а, убедив себя, тем легче убедим читателя.

В-третьих, "открытое забрало" рождает у людей ощущение справедливости, снимает излишки недоверия к журналистам, что очень важно для установления контактов с собеседниками.

В-четвертых, этот метод решительно облегчает выработку позитивной программы. Вживаясь в проблему, получая все доводы "за" и "против", начинаешь видеть не схему, а реальность, рожденную не злой волей отдельных людей, а объективными причинами. И тогда можешь позволить себе критику любой остроты, тем более если убежден в неправоте своих "героев", искренне болеешь за дело, знаешь его суть и способен дать позитивную программу.

Наконец, в-пятых, по-человечески неприлично возвращаться домой, молча увозя в блокнотах обвинения в адрес людей – трудных или легких, работящих или бездельников, способных или бездарных, но никогда не врагов! Наши приемы работы должны быть непременно чистыми, честными, рыцарскими: обвинение да пусть будет брошено в лицо, и перчатка да пусть будет поднята!»

Иногда собирать информацию стоит не в одиночку, а с напарником или напарниками: наличие свидетелей заставляет людей говорить более искренно.

В советское время у писателей существовали творческие командировки. Авторы ехали в деревни и города, чтобы собирать на месте необходимый для повести или романа материал. Изучали жизнь колхоза или завода, таким образом выстраивали свои произведения о советском человеке на «жизненной правде». К. Паустовский замечал по этому поводу:

«Жизненный материал – все то, что Достоевский называл "подробностями текущей жизни", – не изучают. Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками.

Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, "по долгу службы", из чисто деловых побуждений.

Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы».

Для того чтобы на месте изучить ситуацию, объекты своих текстов журналисты и рекламные копирайтеры ездят в командировки.

Информацию можно почерпнуть и в своем регионе, посещая различные мероприятия (выставки, фестивали, презентации, брифинги, показы и т.д.).

При наблюдении следует быть достаточно внимательным, отвергать все, что может быть неверным, случайным. Иначе может получиться как в известном историческом анекдоте:

 

– Замолаживает, – сказал ямщик.

Даль достал свою записную книжку и вывел: «Замолаживать – пасмурнеть, заволакиваться тучками, клониться к ненастью».

– Да, молоз… Не замелзнуть бы, блин! – добавил ямщик…

 

Метод проработки (анализа) документов очень часто используется всеми копирайтерами. С одной стороны, из документов извлекается информация, с другой, она интерпретируется, сравнивается с критериями, соотносящимися с содержанием документа. Иногда в ходе проработки документов копирайтеры прибегают к трудоемкому контент-анализу, во время которого изучается большой массив однотипных документов и на основании чего делаются выводы.

В распоряжении копирайтера имеются различные книги, справочники, каталоги, а также интернет, который знает почти все.

 

Метод опроса предусматривает получение необходимых сведений от свидетелей тех или иных событий, специалистов, экспертов и т.д. Опрос может быть личным, групповым, телефонным, письменным, интерактивным. За какой-то информацией можно обратиться к друзьям, коллегам, работникам определенных профессий.

 

Метод эксперимента применяется для более глубокого погружения в «материал». Так, копирайтер может встать на место героя своего текста, лично участвовать в работе с объектом, о котором будет писать. Напирмер, в медиакопирайтинге журналист нередко «меняет профессию». В рекламном копирайтинге автор может, например, участвовать в сборке автомобиля или лично проводить тест-драйв. И т.д.

 

Собирая информацию, стоит составить список лиц, с которыми следует встретиться, документов, которые нужно проработать, действий, которые необходимо предпринять.

Нередко у копирайтеров возникают трудности с тем, чтобы встретиться с нужным человеком, «разговорить» его, получить какие-либо документы. Тут уж автор будущего текста должен пустить в дело все свои коммуникационные умения, чтобы добыть необходимую информацию.

Человеческая память ограничена. Облегчают сбор и обработку информации простые блокнот и авторучка, а также диктофон, фотоаппарат или электронный гаджет, в котором совмещены сразу несколько полезных устройств. Если есть возможность, то объект исследования стоит заснять на видео или фото. Динамичные или статичные «картинки» могут дополнить аудиозаписи или записи в блокноте от руки. Также видео- или аудиофайлы могут пригодиться при создании текстов для различных медиа (радио, телевидения, интернета).

Применение того или иного способа фиксации информации может зависеть от обстановки. Например, человек не захочет говорить под диктофонную запись. Или на объекте запрещено фотографирование. И т.д.

После сбора предварительного материала его стоит перевести из диктофона или блокнота в печатный вид. Так с ним будет удобнее работать в процессе создания текста. К тому же во время расшифровки блокнота или аудиозаписи могут вспомниться какие-то дополнительные полезные подробности.

Изложенную в печатном виде информацию стоит систематизировать, разложить по темам (например, «за», «против», «воздержались» и т.д.) Во время работы над систематизацией может начать вырисовываться композиция текста.

 

Теоретические методы сбора информации

 

Теоретические методы применяются для создания аналитических текстов, отличающихся глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, основательностью аргументации и т.д. К ним относятся:

– индуктивное умозаключение,

– дедуктивное умозаключение,

– трансдуктивное умозаключение,

– анализ и синтез,

– гипотетический метод,

– исторический метод.

 

Индуктивное умозаключение – это переход от знания о единичном к знанию об общем. При этом виде умозаключения вывод представляет собой знание обо всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных представителей этого класса. Индуктивное умозаключение ограничено, т.к. достоверность частного знания (посылки) не может однозначно определить истинность общего знания.

Дедуктивное умозаключение представляет собой вывод из общего положения по поводу свойств отдельного предмета. При дедуктивном умозаключении мысль развивается от большей общности знания к меньшей, частное явление подводится под общее правило.

Трансдуктивное умозаключение применяется в формах аналогии и сравнения. Суть аналогии состоит в том, исходя из сходства нескольких признаков двух или более явлений, делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений. Применение этого метода уместно лишь тогда, когда аналогия проводится по главным, существенным, качественно единым признакам исследуемых явлений, а не по случайным или второстепенным.

С помощью сравнения устанавливают различие и сходство предметов и явлений. Как и аналогию, сравнение необходимо проводить только по существенным, ведущим признакам.

Методы анализа и синтеза базируются на разделении предмета на его составляющие, а затем соединении этих составляющих. При расчленении существующего в единстве предмета, анализируя его, копирайтер добирается до глубинных содержательных связей, до причин изучаемого явления. Анализ – это начало выявления взаимодействующих элементов, взаимосвязей, окончанием же изучения, доказательством является соединение исследуемых отдельных элементов в единое целое, т.е. синтез.

Гипотетический метод применяется при необходимости выхода за пределы непосредственного, сегодняшнего состояния развития явления. Опираясь на совокупность известных ему фактов, копирайтер может выдвинуть гипотезу – попытаться предсказать развитие изучаемого явления в будущем.

Исторический метод позволяет рассматривать каждый предмет с точки зрения историзма: как он возник, какие главные этапы в его развитии существовали, что он представляет собой в настоящий момент относительно прошлого состояния.

 

Художественный метод сбора информации

 

Художественный метод позволяет безгранично применять авторский вымысел, фантазию, дающие творческую свободу создания художественных образов и той или иной действительности.

Применяется художественный метод большей частью в литературе, в рекламе, меньшей – в журналистике и PR.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Концептуализация текста

Генерирование основной идеи

Видение текста

План создания текста

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru