...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Протагонист (главный положительный герой) в истории для текста копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Протагонист в истории для текста копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Протагонист в истории для текста копирайтера"

 

 
   

Главный герой раскрывает тему истории. Он имеет базовую цель, вовлечен в острый конфликт, противостоит другим персонажам, за время развития истории переживает самый значительный духовный рост. И еще: он симпатичен аудитории, она сопереживает ему, поддерживает, болеет за него.

Чтобы увлекать аудиторию, главный герой должен быть похож на нее. Не абсолютно похож, но иметь по крайней мере одну схожую важную черту характера.

Кто симпатичен аудитории? Любовь аудитории вызывает герой: «а) Хороший и добрый. б) Смешной и справедливый. в) Умелый в своем деле».

 
   

Если аудитория может сочувствовать любому персонажу истории, то главному герою она должна сопереживать. Привлекательных людей вокруг немало, но не всем из них аудитория сопереживает.

Главный герой может быть привлекательным, но ему не нужно быть идеальным, потому что идеальным людям больше завидуют, чем симпатизируют.

Главный герой должен быть таким, чтобы любой из аудитории мог мысленно занять его место в истории. Хорошая история – это история «о парне…с которым я могу себя отождествить; …у которого я могу чему-то научиться; …за которым мне хочется последовать (я верю, что он заслуживает успеха); …цели которого мне понятны».

Чтобы эмоционально увлечь аудиторию, симпатия к главному герою истории должна возникнуть как можно раньше. Сначала создается симпатия, затем развивается действие.

Чтобы герой вызывал симпатию, он не только должен иметь определенные характеристики, но и как можно раньше оказаться в драматической ситуации. При этом опасность, угрожающая герою, должна расти быстрее, чем его возможности справиться с ней.

Одна из ошибок авторов – это «списание» главного героя с себя. Потому что автор сам себе наиболее понятен. Ему проще описать самого себя. Но в большинстве случаев этот герой далек от аудитории. В истории про «Золушку» не может быть главным героем Принц, а в истории про «Героя нашего времени» – княжна Мери. Главный герой должен вызывать максимально возможные эмоции.

В качестве главного героя обычно выступает один человек. Однако им может быть и группа людей, коллектив, общество. Образ коллективного главного героя формируется из двух и более персонажей, которые должны выражать общее с группой желание, а также совместно страдать, терпеть поражение и выигрывать. Все мотивации, действия и последствия будут носить коллективный характер. Так, по сути одним героем являются Ромео и Джульетта из пьесы Шекспира.

Если история состоит из нескольких подисторий, то в каждой из них может быть свой главный герой, который действует, исходя исключительно из собственных интересов. В таком случае будет создан живой портрет определенного общества.

Если в истории будут два разных героя, то аудитория будет распределять эмоции между ними, что снизит общий накал.

Главный герой может быть не человеком: животным, птицей, насекомым, роботом и т.д. Но в любом случае, он должен вести себя, как человек – имеет желания, характер, стремится к достижению какой-то цели. Только в таком случае аудитория будет следить за его действиями и сопереживать ему.

Чтобы герой мог увлечь аудиторию, он должен иметь набор определенных качеств. Автору нужно составить такой портрет героя, который позволит раскрыть характер и действия персонажа в конфликте.

Но какими качествами должен обладать герой истории? Это, видимо, во многом зависит от общества и времени, в котором он живет. Например, любопытно наблюдать, какие герои нового времени пришли на смену героям советского периода. Кончилась эпоха «свинарок и пастухов», «трактористов», «строителей-монтажников» и т.д. В современных российских книгах и фильмах героями историй стали «стиляги», «мажоры», «фарцовщики», «каталы» и прочие «воры в законе». И это большая ошибка авторов и продюсеров. Главный герой не может олицетворять собой плохие ценности, люди не любят, когда ими правит зло. Поэтому произведения с отрицательным главными героями пользуются меньшей популярностью, проваливаются в продажах и прокате.

Вместе с тем, олицетворяющий добро герой вовсе не должен быть абсолютно правильным. Нет, аудитория по себе знает, что идеальных людей не бывает. У каждого человека есть или свой «скелет в шкафу», или не лучшая черта характера, которые, однако, ему можно простить.

Не стоит также делать из героя умника с профессорским интеллектом или юмориста, которому место не в автомастерской, а на профессиональной сцене.

Для того чтобы написать как можно более многогранный портрет героя, стоит: провести небольшое исследование). Можно поговорить с людьми, похожими на героя, являющимися представителями его социального класса, работающими в той сфере, где занят герой и т.д. К интервью следует подготовить список вопросов, ответы лучше записывать в блокнот или на диктофон.

Также можно получить определенную информацию о герое в письменном виде – из книг, справочников, журналистских статей.

 

Портрет главного героя истории в тексте копирайтера

 

Главный герой описывается теми же характеристиками, как и все персонажами. Однако характеристик должно быть больше, чтобы образ был полнее и сложнее. Герой должен обладать качествами, которые позволят ему действовать и быть убедительным.

 

Цель героя текста истории в тексте копирайтера

 

Базовая цель главного героя должна быть понятна всей аудитории. Обычно она отвечает основным человеческим потребностям: выживанию, продолжению рода, защите близких. Поэтому главным героем часто становится герой, который и символизирует эти основные потребности: отец, муж, брат, мать, жена, сестра, влюбленный или влюбленная. Чем дальше от основных потребностей главный герой, тем менее он интересен аудитории. Поставленные в одинаковые обстоятельства отец семейства и просто мужчина вызовут совершенно разный эмоциональный отклик у людей. Главный герой должен быть понятен аудитории. Его цель должна быть очень ценной для людей.

Цели главного героя следует быть ясной аудитории как можно раньше, чтобы с самого начала истории аудитория начала сочувствовать герою и сопереживать ему.

Чтобы понять главную цель, нужно ответить на вопросы:

– Чего хочет герой в общем и в определенные моменты истории?

– Почему он этого хочет?

– Против кого он хочет?

– Какое давление он испытывает?

Главная цель героя – сверхзадача – одна, она двигает сюжет всей истории с начала до конца. Ее еще называют «стержнем» истории, магистральной линией или суперцелью

Главная цель возникает как цепочка конфликтов. Путь к большой цели лежит через преодоление больших барьеров, через цепь крупных поражений и побед. Достичь ее очень не просто.

Стоит иметь в виду, что главная цель может иметь несколько подцелей, которые на протяжении истории могут противоречить друг другу и меняться, оставаясь при этом частями единой сквозной суперважной цели. Герой может внешне высказывать, осознавать одно желание, но при этом не осознавать другое, настоящее, которое вызывает противоречие внутри его самого. То есть у героя сразу может быть два конфликтующих желания: одно осознанное, второе неосознанное.

Герой может и не иметь подсознательного желания, в таком случае его ведет осознанная цель. Но стоит иметь в виду, что подсознательное желание, связанное с сокровенными глубинами личности, всегда более сильно и продолжительно, и оно позволяет обрисовать очень сложный характер.

Главный герой должен обладать качествами, которые необходимы, чтобы добиться трудной цели. От него зависит, воспользуется ли он тем, что у него есть в распоряжении или же упустит победу. Но аудитория должна верить в него, в его удачу. Герой должен получить хотя бы один шанс добиться желаемого.

Если обстоятельства таковы, что у героя нет никаких шансов, то у него все же должна оставаться надежда. Аудитория, примеряя образ главного героя на себя, не хочет оказаться в безвыходной ситуации, быть обреченной. Все люди живут надеждой, даже находясь в очень тяжелом положении, ожидая шанса, которым они могут воспользоваться.

В конце истории герой добивается цели. Однако у истории может быть продолжение, в которой будет поставлена новая цель.

 

Аттитюд героя истории в тексте копирайтера

 

У героя должен быть свой собственный взгляд на жизнь, своя точка зрения, или аттитюд. Аттитюд героя – это его мнение по теме истории, это философия действия характера в конфликте. Аттитюд позволят объяснять действия героя по достижению главной цели. Понимая аттитюд героя, аудитория активно реагирует на все его действия.

Аттитюд героя должен быть жизненным, простым, понятным аудитории по ее собственному опыту.

 

Примеры аттитюдов:

«Сила в правде»

«Все мужчины – козлы»

«Весь мир – бардак, все бабы – …»

«Для некоторых из правил бывают исключения»

«Крутой мужик всего добьется»

«Если долго мучиться, что-нибудь получится»

 

Если герой имеет один аттитюд, то антагонист – другой. В истории происходит столкновение двух противоположных аттитюдов.

Аттитюд героя может меняться. Однако перемена должна быть обоснована, быть следствием убедительных действий в конфликте.

В истории может присутствовать сразу три аттитюда, связанных с героем: его собственный, других персонажей и авторский. Герой оценивает мир и себя. Героя оценивают другие персонажи. Их всех оценивает автор.

 

Развитие характера в действии истории в тексте копирайтера

 

В реальной жизни действия не так уж много, но история без действия мертва. Главный герой должен действовать, иначе он не будет собственно героем. И его настоящий характер проявится только в конфликте, в действии. Чем сильнее давление на героя, тем глубже аудитория будет понимать суть его характера.

Начать действовать герой должен как можно раньше – в самом начале истории. Он устремляется к своей цели и наталкивается на действие антагонистических сил, ввязывается в конфликт, оказывается в безвыходной драматической ситуации и раскрывает свой характер.

Ситуация, в которой оказывается герой, не описывается, она показывается именно через действия героя: как он поступает, что он делает. Когда герою с помощью своих качеств удается выбраться из одной неприятной ситуации, он попадает в другую и опять должен проявить характер. Так он участвует в конфликте до конца истории через все повороты драматических ситуаций: действует, показывая характер и побеждая.

Все действия героя должны быть оправданы, мотивированы его характером. Он поступает только так, как может поступить. Но это должны быть не обязательно очевидные поступки. Герой, поступая неожиданно, раскрывает суть, глубину своего характера. Аудитория понимает: «он и на это способен» или «вот он какой на самом деле». Если характер героя абсолютно понятен и действия его предсказуемы, то аудитории будет скучно.

Если раскрытие характера в действии обязательно для главного героя, то уделять столько внимания второстепенных персонажей не обязательно. Аудитория просто не сможет следить одновременно за всеми изменениями в душе всех действующих лиц.

 

Квест истории в тексте копирайтера

 

Происходящие в истории события нарушают привычную жизнь героя, и ему приходиться искать то, что вернет ему душевное спокойствие, удовлетворение от его образа взаимодействия с действительностью.

Герой или найдет то, что ищет, или потерпит неудачу. Однако вся история строится на его поиске. Герой может искать ключ к богатству и успеху, а может – дружбу, любовь, уважение окружающих или самоуважение.

 

Дуга героя истории в тексте копирайтера

 

В начале истории мы видим одного героя, но обстоятельства, в которые он попадает, заставляют его меняться. Он входит в историю одним человеком, а выходит другим: помудревшим, поверившим в свои силы, разочарованным и т.д. Эта трансформация, изменение героя по мере развития сюжета называется «дугой героя» (или аркой).

Изменения в герое – это, по сути, развитие тех качеств, которыми он обладает. Не будь конфликта, драматических ситуаций, он бы остался прежним. Но жизнь заставляет его напрягать волю, по максимуму использовать умственные способности, переживать душой и меняться, чтобы победить.

Трансформация героя может произойти уже в самом начале истории или в ее конце. Но наиболее интересно, когда она происходит в средине истории, как реакция на трудности. Причем изменения должны проходить не слишком быстро и просто.

 

Путешествие героя истории в тексте копирайтера

 

Трансформация героя происходит во время совершения каких-то действий. Действия героя и составляют его путешествие. Внешние обстоятельства, внешнее путешествие, приводят к внутренним изменениям, к внутреннему путешествию.

Все люди по своей сути консервативны и не очень любят перемены. Но герой поставлен в такие обстоятельства, что он вынужден пуститься в путешествие. Его ждут особые события, приключения в особом мире. Там он обретет умения и прозрения, с которыми после развязки истории вернется в мир обычный.

Согласно теории Джозефа Кэмпбелла, путешествие героя состоит из нескольких основных шагов:

– призыв к приключению,

– отказ от призыва,

– встреча с Наставником, который поможет ему в этом путешествии,

– пересечение первого порога,

– прохождение испытаний,

– трансформация,

– возвращение.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Антагонист и каталист

Драматическая ситуация, перипетия и событие

Бреши и барьеры в истории

Интерес аудитории к истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru