...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Введение в курс лекций А. Назайкина

"Копирайтинг: 21 век"

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Медиапланирование

Продажа рекламы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Введение в курс "Копирайтинг: 21 век""

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Введение в курс "Копирайтинг: 21 век""

 

Никогда ранее человек не писал так много. И в профессиональных целях, и в личных. Понятие копирайтинга сегодня намного шире, чем двадцать-тридцать лет назад. Причиной активного развития копирайтинга в последние годы стало повышение общей грамотности населения, увеличившиеся потребности общества в написании различных видов текста, появление такого мощного коммуникационного канала, как интернет.

 
   

Когда-то копирайтерами называли исключительно авторов рекламных текстов. Однако сегодня специалисты по письму трудятся в разных сферах, нередко переходя из одной в другую. Человек может специализироваться на создании литературных произведений, на работе со средствами массовой информации или на рерайтинге. Но он также может и совмещать работу над различными текстами, в одно и то же время профессионально сотрудничая с издательствами, СМИ, биржами контента и прямыми заказчиками.

Запросы современного общества привели к развитию старых и появлению новых видов копирайтинга, имеющих как общие черты, так свои специфичные отличия. Так, сегодня можно выделить литературный копирайтинг (проза, поэзия, драматургия, сценарии), медиакопирайтинг (тексты для всех видов СМИ), рекламный копирайтинг (тексты для рекламных носителей), PR-копирайтинг (тексты для журналистов и для спикеров), деловой копирайтинг (тексты презентаций, деловые письма, коммерческие предложения), СЕО-копирайтинг (тексты для интернет-страниц «под» поисковые системы), рерайтинг («переписанные» тексты, как правило, для интернет-страниц).

 
   

Появление мобильных телефонов, смартфонов, мессенджеров привело к тому, что все большее количество людей именно переписывается друг с другом, обменивается СМС, а также сообщениями в соцсетях, таким образом увеличивая количество, хотя и непрофессиональных, но копирайтеров.

Часто копирайтингом на рабочем месте приходится заниматься тем, кто, казалось бы, не имеет отношения к «искусству письма». Зарплата, карьера, отношение коллег могут зависеть от того, насколько человек умел в создании текстов. Об этом говорит и известный социолог Джен Ягер: «При письме мы сталкиваемся с проблемами, которые не возникают в устной речи. Общаясь устно, мы имеем дело с известной аудиторией, будь то один-два человека, небольшая группа или огромный зал. Однако когда вы пишете, то, подчас, не можете знать наверняка, сколько человек прочитают этот текст. Кроме того, ваши мысли и стиль изложения беспристрастно фиксируются на бумаге, а этот факт способен спровоцировать приступ косноязычия, или пустого красноречия. Например, одна банковская служащая, с которой я беседовала, уверена, что многие стараются избегать любых письменных работ, чтобы не ударить в грязь лицом. “Обычно вас судят за то, что вы сделали, а не за то, чего вы не сделали”, – пояснила она. Тем не менее, иногда вы просто обязаны выполнять определенные задания в письменном виде, и в этом случае бездействие будет приравнено к действию».

Умение создавать тексты приобретает все большее значение. Поэтому оно требует теоретического осмысления и разработки практических рекомендаций. Человек, создающий текст, окажется более эффективным в своем занятии, если будет знать основные принципы коммуникации, специфику собственной креативности, особенности поведения аудитории, методы сбора информации и способы ее изложения, правила использования слов, подходы к оценке качества написанного, организацию труда копирайтера.

Потребности общества обуславливают существование многообразия копирайтеров. На современном рынке одновременно присутствуют копирайтеры всех  «мастей»: и рерайтеры, и СЕО-копирайтеры, и медиакопирайтеры (журналисты), и PR-копирайтеры, и рекламные копирайтеры, и литературные копирайтеры (поэты, писатели, драматурги, сценаристы). Каждый из авторов имеет свой тип креативности и это обуславливает его творческое кредо.

Обобщая рассмотренное в данной работе, можем отметить, что типы копирайтинга различаются:

– по аудитории, для которой предназначается текст (от широких слоев населения до роботов поисковых систем),

– по целям, которые ставятся перед текстом (от предоставления знаний до вызова катарсиса),

– по структуре текста (от применения антикульминации до применения кульминации),

– по сложности работы над текстом (от простого рерайтинга до сложнейшего литературного копирайтинга),

– по престижности (от рядового рерайтинга до авторитетного литературного копирайтинга),

– по оплате труда копирайтера (от низкооплачиваемого рерайтинга до высокооплачиваемого литературного копирайтинга),

– по гарантированности оплаты труда (от литературного копирайтинга «на свой страх и риск» до «заказных» всех остальных типов копирайтинга),

– по индивидуальности работы (журналисты, рекламисты, «пиарщики» и деловые копирайтеры часто работают «включенными в коллектив» – в составе редакций и профильных отделов. Литераторы и рерайтеры обычно являются фрилансерами, могут иметь собственных редакторов, корректоров, литературных агентов),

– по указанию авторства (как правило, автор текста указывается только в литературном и медиакопирайтинге, в остальных случаях тексты либо остаются без указания автора, либо подписываются чужим именем).

Вместе с тем, работа над любым текстом проходит по одному и тому же алгоритму, с учетом неконтролируемых и контролируемых факторов, с использованием одних и тех же художественно-выразительных средств. Это обстоятельство обуславливает относительно легкую миграцию копирайтеров – переход от работы с одним типом текстов к другому. Процесс миграции копирайтеров обычно обусловлен:

– повышением профессионального мастерства,

– поиском лучших условий и оплаты труда,

– появлением новых рынков (интернет, видеоигры, деловые презентации и т.д.),

– возможностью самостоятельного продвижения (блоги, сайты, технология «печать по требованию», электронные книги и т.д.).

Очевидно, с развитием новых рынков и технологий процесс миграции авторов текстов из одного типа копирайтинга в другой продолжится. Также, возможно, мы станем свидетелями рождения совершенно новых типов копирайтинга.

В данной работе впервые обобщены знания в различных областях современного копирайтинга, а также дано его теоретическое осмысление, напрямую влияющее на эффективность практики создания текста разных типов.

Теоретической базой данного научного исследования послужили труды специалистов в различных сферах копирайтинга (журналистики, PR, рекламы, делового копирайтинга, литературы, СЕО-копирайтинга, рерайтинга), а также сопряженных с ним научных дисциплин (стилистики, лингвистики, семиотики и т.д.). Особенно полезными оказались теоретические работы:

– в области маркетинга Ф. Котлера, Э. Райса, Дж. Траута;

– в области психологии потребителей А. Маслоу, В. Паккарда, Г. Фельсера, А. Лебедева;

– в области рекламы Д. Старча, У. Аренса, Ф. Джефкинса, Ч. Сэндиджа, В. Фрайбургера, К. Ротцолла, Дж. Дэвиса, Дж. Батры, Р. Майерса, Д. Аакера, Дж. Сиссорса, О. Феофанова, И. Рожкова, Г. Шматова;

– в области PR Д. Брекенридж, Т. Гринберг, Р. Ляйнеманн, Е. Байкальцевой, Дж. Маркони, Г. Почепцова, Д.Уилкокс, А. Чумикова, М. Бочарова;

– в области воздействия СМИ Дж. Брайанта и С. Томпсона, Р. Харриса;

– в области медиабизнеса Р. Пикара, К. Финка, Е. Вартановой, С. Гуревича, В.Иваницкого;

– в области социологии В. Коломийца, А. Шарикова, И. Полуэхтовой, И. Фомичевой, Дж. Ягер;

– в области семиотики Р. Барта, У. Эко, Ю. Лотмана, Ю. Степанова, Ю. Пироговой;

– в области культурологии М. Бахтина, Д. Лихачева, М. Маклюэна;

– в области журналистики Я. Засурского, Е. Прохорова, А. Тертычного, М. Бережной, Н. Кузьминой;

– в области стилистики и литературного редактирования Г. Солганика, И. Голуб, В. Виноградова, К. Накоряковой;

– в области лингвистики Е. Кубряковой, И. Гальперина, Ю. Сорокина, Н. Валгиной;

– в области литературоведения В. Хализева, В. Проппа, П. Байяра;

– в области деловой коммуникации Н. Дуарте, О. Клаффа, Р. Фритца, Р. Кларка, Д. Кота, А. Каптерева, Д. Голдстайна, О. Крегера, А. Симмонс, К. Роуманв, Д. Рафаэльсона, С. Карепиной.

Эмпирической основой исследования послужили работы

– известных журналистов (А. Аграновского, И. Эренбурга, К. Симонова, М. Кольцова и др.);

– признанных литераторов (Л. Толстого, А. Толстого, И. Тургенева, В. Вересаева, М. Горького, В. Маяковского, С. Довлатова, В. Шкловского, Ю. Никитина, К. Паустовского, С. Есенина, А. Пушкина, Н. Некрасова, Н. Островского, В. Каверина, Д. Хармса, Аристотеля, В. Шекспира, Гомера, Г. Мопассана, С. Кинга, Ю. Вольфа, М. Твена, В. Скотта, Дж. Роулинг, Г. Миллера, С. Беккета, Дж. Боккаччо, У. Моэма, Р. Бредбери и др.);

– мастеров сценарного дела (А. Митты, Р. Макки, Б. Снайдерв, С. Филда, Дж. Труби и др.).

– выдающихся рекламных практиков (К. Хопкинса, Дж. Кейплза, Р. Ривса, Л. Барнетта, Б. Бернбаха, Д. Огилви, Дж. Шугермана, А. Кромптона, А. П. Репьева и др.);

– практикующих PR-специалистов (С. Блэка, Д. Уилкокс, Ж. Сегела и др.).

 

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Современный копирайтинг

История копирайтинга

Типы копирайтинга

Копирайтинг и коммуникация

Каким должен быть копирайтер

Лекции А. Назайкина

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru