...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

Персонажи истории в тексте копирайтера

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоверсия лекции

 

Текстовая версия лекции

 

 

 

Видеоверсия лекции А. Назайкина "Персонажи истории в тексте копирайтера"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Персонажи истории в тексте копирайтера"

 

 
   

Лучшие персонажи истории – те, которые вызывают сильный эмоциональный отклик у аудитории. К таким персонажам относятся люди из нашего ближнего круга: мать, отец, брат, сестра, сын, дочь, возлюбленный или возлюбленная. У аудитории при встрече с такими персонажами уже заложена определенная эмоциональная связь. Ее не нужно налаживать, как с другими персонажами. Связь с ними свойственна любой нации и любой культуре. Поэтому персонажи такой истории будут понятны всем.

Кроме ближнего круга, существует масса людей, с которыми мы общаемся по жизни и которые также могут стать персонажами истории. Если проанализировать художественные произведения, то можно выделить несколько архетипов современных персонажей:

 
   

– «Свой парень» (типично американский архетип): молодой человек, стремящийся к успеху, немного недалекий, но отважный малый. Персонажам такого типа мы всегда желаем успеха;

– «Умница» (чистая сердцем и миленькая): женский аналог архетипа «свой парень»;

– «Бесенок» (маленький сорванец, сообразительный и изобретательный);

– «Секс бомба»;

– «Красавчик» (мужской аналог предыдущего архетипа);

– «Солдат, который возвращается, чтобы отомстить врагам».

К этому списку можно добавить также популярных сказочных гномов и плутов, закадычных друзей, говорящих животных, старых дев, «фальстафов», скряг.

В сложных историях бывает несколько главных героев, каждому из которых уделяется примерно одинаковое внимание.

Основное правило при выборе персонажа: ни один человек в истории не должен появляться, присутствовать в ней случайно. Каждый герой – первостепенный, второстепенный или третьестепенный – выполняет в истории свою функцию согласно замыслу автора. Каждый герой является альтернативой или дополнением к общему взгляду на ситуацию или проблему, демонстрируя противоположное, полярное общепринятым действие или мнение. Обычно персонажи подбираются на контрасте друг другу, так, чтобы меду ними стал возможен конфликт. У них должны быть разные амбиции. Чем сильнее различие персонажей, тем лучше развивается конфликт. Поэтому похожие герои или уничтожаются, или «сливаются» в одного.

Состав действующих лиц задает главный герой. Все остальные персонажи истории «работают» на него: развивают его конфликт, подчеркивают его характер, помогают осмыслить его действия и т.д. Один персонаж может вызывать гнев главного героя, другой– открывать в нем чувство юмора, третий – великодушие, и т.д.

Количество персонажей не может быть случайным. Роль и место каждого героя произведения определены. Все персонажи «работают» на конфликт, на развитие сюжета и на раскрытие темы.

Очень хорошо, если имена  будут отличаться по первой букве: одного героя, например, зовут Александр, другого Борис, третьего – Федор и т.д.

Чтобы лучше различать персонажей, нужно придать каждому из них индивидуальные черты, характерные особенности.

На создание образа работает и поведение персонажей: особенные жесты, мимика, речь.

«Вспомогательные» персонажи могут быть сложными, многомерными, как и главный герой. Действия в своих конфликтах персонажи второго плана двигают основной конфликт главного героя, помогают аудитории сильнее любить или ненавидеть его. Также вспомогательные герои помогают и открытию друг друга в истории.

Эпизодические герои должны быть гораздо проще. Но, выполняя свою роль, они не могут быть скучными. Каждый из них должен иметь какую-то яркую особенность в момент появления в истории. Например, продавщица может быть хохотушкой или человеконенавистником, клерк – педантом или болтуном, подсказывающий дорогу прохожий на улице – увлеченным собирателем городских легенд или мелким мошенником и т.д.

В целом главный герой, его ближний круг и эпизодические герои позволяют создать многомерный мир истории. Без разноплановой «свиты» картинка станет плоской и черно-белой. На фоне мира и конфликтов второстепенных персонажей более понятен мир и конфликт главного героя.

У каждого персонажа своя жизнь и свои, понятные аудитории эмоции. Один герой боится, другой паникует, третий наслаждается, четвертый разочаровывается и т.д.

Каждый персонаж имеет свою историю, свой подсюжет, который помогает развивать главный сюжет. Чем дальше персонаж от главного героя, тем лаконичнее его история. У эпизодических героев вообще нет своего подсюжета.

Персонажи не являются реальными людьми. Автор их выдумывает или, точнее, создает так же, как создает и всю историю. А вот за основу часто берется реально существующий человек. Поэтому авторы всегда в работе: в офисе, в кафе, в театре, на пляже – наблюдают за окружающими людьми, выхватываю детали характеров, речи, поведения и т.д.

Если взять и перенести в историю реального человека, то он будет не интересен. Чтобы он стал живым, а значит – противоречивым, в нем нужно соединить несколько противоположных, конфликтующих друг с другом характеров. Тогда герой станет настоящим, будет вести себя в истории, как и в жизни – порой нелогично, непредсказуемо, в общем, «по-человечески». В противном случае получится робот, жалкая копия.

А автор соединяет ум одного человека, тело другого, желания третьего… Основой же является сам автор. Он тоже человек и у него есть то, что есть у каждого из людей, то, что он очень хорошо знает: эгоизм, любовь, желание сбежать от проблем, тяга к удовольствиям, ум, душа и т.д. К этому он добавляет черты других людей, создавая нового, уникального человека.

Когда в персонаже есть противоречия, это заставляет аудиторию следить за его действиями и поступками, приковывает ее внимание.

Каждому персонажу нужно подарить такой характер, который позволяет ему действовать в конфликте убедительно, не вызывать у аудитории вопросов или недоверия. Должны быть понятны цели и средства персонажа. Характер в истории выражается не словами, а действиями.

Для того чтобы персонаж жил и действовал в истории, автор должен задать для него определенные характеристики. В целом можно сказать, что характер складывается из понимания того, кто делает, что делает и с какой целью делает.

Подсказками к пониманию персонажа являются и его физические данные, и его маска, которую он носит по жизни, и то, что и как он говорит о других людях, и то, что о нем говорят другие люди. Наблюдающая аудитория все это анализирует, отделяя правду от лжи, вскрывая истинную суть характера персонажа.

Правильно созданный персонаж должен обязательно вызывать какие-нибудь эмоции у людей: хорошие или плохие. Если персонаж подробно описан, но не вызывает эмоций, значит, он неудачно создан.

Возможна ситуация, когда аудитория будет сопереживать не положительному герою, имеющему «плоский» характер, но отрицательному – «многомерному».

Необходимо определенное умение, чтобы качественно описать персонаж, придать ему индивидуальные черты, отметить характерные особенности.

Описывая героев, следует осторожно относиться к юмору. Его использование оправдано в отношении не ко всем героям. Об этом говорит Ю. Никитин:

«Как ни грустно это признать и как бы это ни хотелось, но все же скажем правду: юмор героическому характеру противопоказан. Не зря говорили древние греки: трагедии – для благородных, комедии – для рабов. Юмор практически весь основан на снижении образа, на разоблачении героических реалий…

Вспомним все яркие образы : Гильгамеш, Ахилл, Одиссей, Роланд, Тристан и Изольда, Гамлет, Отелло, Анна Каренина, Базаров, Онегин, Печорин, Павка Корчагин… там юмором и не пахло, авторы прекрасно понимали, что любая шуточка снижает героику.

Когда уж очень невтерпеж, для этого существует такая ипостась, как "спутник героя", которому юморить можно за двоих. Это Санчо Панса, дед Щукарь и великое множество, вы сами их вспомните, которые, как доктор Ватсон, оттеняют достоинства своего героя…».

Полностью раскрытый характер помогает понять, как персонаж будет действовать в конфликте. В нем же герой полностью выдает себя, действует в соответствии с сутью своего характера. Он совершает непредсказуемые, но закономерные поступки. Аудитория понимает это и соглашается с таким поведением персонажа.

Обязательные персонажи истории – это те, кто совершенно необходимы для развития конфликта. Ими обычно являются:

– протагонист (главный герой истории),

– антагонист (тот, кто противостоит главному герою),

– друг героя и/или объект его любви.

В истории присутствует также и каталист, помогающий раскрыть характер главного героя. В его роли может выступать как сам антагонист, так и друг героя или объект его любви.

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина «Современные копирайтинг. Как создавать тексты для литературы, кино, рекламы, СМИ, деловых коммуникаций, PR и SEO»

 Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Не опоздай к началу занятий! Жми!

 

 
   

 

 

См. также:

Протагонист в истории

Антагонист и каталист

Драматическая ситуация, перипетия и событие

Бреши и барьеры в истории

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru