.

 

 

Englishin English

 

 

 

  Поиск по сайту:

Карта  сайта

۩ На главную

МАРКЕТИНГ

Пиар

РЕКЛАМА

Брендинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Креатив

ПРОИЗВОДСТВО РЕКЛАМЫ

Рекламные исследования

Эффективность рекламы

Менеджмент рекламы

Новости рекламы

НОВОСТИ PR

 

Александр Назайкин:

Биография

Книги

о медиарилейшнз

о медиапланировании

о копирайтинге и оформлении рекламы

об эффективности рекламы

о рекламном менеджменте

о продажах рекламы

о рекламе недвижимости

рекламный словарь

Статьи

Лекции

Семинары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Назайкин

 

 

 

 

Книги о копирайтинге и оформлении рекламы

 

 

         

 

 

 

 

 

   

А. Назайкин. Рекламный текст в современных СМИ А. Назайкин. Иллюстрирование рекламы А. Назайкин. Практика рекламного текста

 

   
     

 

   
    А. Назайкин. Рекламный текст в современных СМИ

Назайкин А.Н.

Рекламный текст в современных СМИ

Издательство: Эксмо, 2007 г.

Твердый переплет, 352 стр.

ISBN   5-699-18344-2

Тираж: 3100 экз.

Формат: 70x100/16

 

Аннотация

Как создаются эффективные рекламные тексты? На основе зарубежного и отечественного опыта автор подробно и популярно разъясняет этот вопрос. В книге «Рекламный текст в современных СМИ» рассмотрены все основные аспекты и этапы работы над современным рекламным текстом.

Книга рассчитана на читателей, по роду своей деятельности занимающихся рекламой в рекламных отделах компаний, средств массовой информации, в рекламных агентствах. Она будет полезна также студентам и преподавателям дисциплин, связанных с рекламой.

 

Ключевые слова:

стратегия, идея, форма, право, аргументация, текст, заголовок, основной текст, кода, звук, слово, предложение, абзац, эмоции, литературная обработка, шрифт, вариант, тест, специфика, товар, услуга, СМИ, копирайтинг.

 

Отрывок из книги

 

 

«…Созданию рекламных текстов посвящено немало работ и исследований. И понятно, почему. Хорошо подготовленное сообщение, в сравнении с некачественным, может привлечь внимание, побудить прочитать, просмотреть или прослушать рекламную информацию гораздо большее количество людей. Безусловно, качественная реклама в итоге и обходится дешевле, и отдачи от нее больше.

Чаще всего текст изучается и описывается специалистами отдельных наук (семиотики, лингвистики, психологии и т.д.). Настоящее же пособие рассматривает рекламный текст исключительно с практической точки зрения. Автор ставил перед собой задачу изложить знания таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться при непосредственном создании текста, текста, как неотъемлемой части рекламного сообщения.

В связи с этим весь материал изложен в определенной последовательности. Сначала рассматривается то, как происходит разработка содержания рекламного сообщения: выстраивается процесс создания работы, собирается и обрабатывается необходимая первичная информация о товаре, рынке, потребителе, рекламоносителе. С помощью собранной информации выбираются ключевые выгоды коммерческого предложения. Проводится оценка стратегии – рациональной или эмоциональной. Выбирается эмоциональный фон – положительный, отрицательный или нейтральный. Разрабатывается главная идея будущего рекламного текста. Выбирается форма ее реализации – прямое изложение, повествование, монолог, диалог и т.д. При этом учитываются правовые нормы: как внешние, так и внутренние.

После разработки содержания рекламного текста начинается этап создания составных частей: заголовка, основного текста, коды. При этом разрабатывается аргументация, упорядочивается логика изложения материала, определяется структура и длина текста. Готовый текст подвергается редактированию, литературной и иллюстративной обработке. Подготавливаются варианты текста, из которых с помощью предварительного тестирования выбирается наиболее эффективный.

На протяжении всей работы над текстом необходимо учитывать особенности задач рекламы, специфику рекламируемого товара, его жизненный цикл, а также специфику рекламного носителя, который будет передавать послание целевой группе.

Для облегчения восприятия информации в книге приводится значительное количество примеров из отечественной практики.

Тому, кто доберется до конца данной работы, станет ясно, что создать хороший текст очень и очень непросто. Но кто сказал, что рекламный хлеб легок?

 

 

Разработка содержания текста

 

«Для того, чтобы реклама была эффективной, необходимо, чтобы ее замечали, читали, понимали, верили ей и действовали в соответствии с ней».

Д. Старч

 

Очевидно, что рекламу делают не для того, чтобы показать друзьям или выставить на конкурс. Реклама, в отличие от художественных произведений, не является самоцелью, она не объект любования – это вполне конкретное торговое средство. Ее основная задача, как правило, – привлечь и удержать интерес наибольшего количества определенных людей, способствовать принятию ими покупательского решения. Выполнение такой задачи по силам только грамотной, эффективной рекламе.

Реклама по своей сути многокомпонента. Ее эффективность зависит от многих факторов: от содержания и формы сообщения, от соответствия ему средства распространения (газеты, журнала, телевидения, радио и т.д.), от его размера, от времени и количества публикации или выхода в эфир. Реклама в целом достигает наилучших результатов тогда, когда имеется комплекс положительных решений. Когда качественное рекламное сообщение доводится до аудитории с помощью наиболее подходящего рекламоносителя. Когда выбраны необходимый размер рекламы и самое выгодное время ее размещения. Когда рассчитана оптимальная частота размещения. Каждый неучтенный фактор может повлиять на эффективность самым негативным образом.

Выбором рекламоносителя, места, времени, размера занимаются специалисты по медиапланированию. И именно они во многом задают параметры будущего рекламного сообщения – форму, размер, цвет и т.д. И уже с учетом этих данных за дело берутся копирайтеры и художники – создают собственно рекламное объявление. Оно состоит из двух групп элементов – визуальных и вербальных. Или другими словами – из оформленных определенным способом иллюстраций и текста.

И текст, и иллюстрирование вносят свою лепту в общее дело качественного воздействия на потребителя. Известно, что около 80% всей новой информации запоминается человеком визуально. Видимые им объекты помогают наиболее достоверно, полно, быстро и легко сформировать образ то­вара или услуги, связать его с определенными мыслями и эмоциями.

Изображение, как средство коммуникации, очень удобно. Оно может быть очень сильно информационно-насыщенным: через различные детали передавать множество значений, смыслов и их оттенков одномоментно. Людям зачастую про­­ще что-либо нарисовать, чем объяснить словами. Слово – более абстрактный знак, чем изображение, и потому воспринимается труднее. Особенно важно применение иллюстраций тогда, когда потребитель на основе словесной информа­ции не может создать себе мысленный образ товара.

Можно сказать, что для человека наиболее удобным является восприятие не словесной, а именно визуальной информации. Ее элементами в рекламе являются:

иллюстрация,

фирменная символика (торговый знак, слоган и т.д.),

специально графически оформленный заголовок и другие части текста,

различные дополнительные элементы (рамки, буллиты и т.д.).

Удобно означает ли всегда лучше? Часто говорят, что «Картина стоит тысячи слов». Это слова Конфуция, сказанные более двух с половиной тысячелетий назад. Но есть мнение, что это неправильно переведенные слова. В оригинале сказано: «Картина стоит тысячи золо­тых». Золотых, а не слов. То есть великий китайский философ не принижал важности слов. И нам также не стоит этого делать. История рекламы, тысячи успешных кампаний убедительно доказывают мощь слов – вербального текста.

Текст обладает, в сравнении с визуальными средствами, большей конкретностью. Он указывает точное место и время события, явления, приводит четкие факты и аргументы, имеет ярко выраженные начало и конец, порядок восприятия. Большинство людей читают рекламу для получения точной информации. Поэтому они, хотя и замечают в первую очередь изображения, основное внимание уделяют буквам и цифрам.

В силу своей конкретности, точности, текст обладает весомой убедительностью. Именно он призван окончательно склонить потенциального покупателя к нужному решению. А в тех случаях, когда в рекламе не используется иллюстрация, текст выполняет и визуальные функции. Он принимает на себя первоочередное внимание потребителей, воспринимается ими не только в смысловом значении, но и в изобразительном. Читатель, глядя на текст объявления без иллюстрации, оценивает его размер, цвет, начертание шрифта и т.д.

В целом нельзя сказать, что вербальный текст лучше визуально, и наоборот. Иллюстрация и текст – равноправные партнеры, два важных структурных компонента рекламы, служащих единой цели: повлиять на потребителя. И рассматривая функции иллюстраций, следует иметь в виду, что визуальные объекты не могут существовать вне связи с текстом. В рекламе не бывает изображений без какого-либо словесного сопровождения. Изображение не может быть самоцелью – существовать совсем без текста или в смысловом отрыве от него. Об этом же говорят и классики рекламы. Вот слова Д. Огилви: «В моем первом рекламном объявлении фигурировала обнаженная женщина. Никакого отношения к рекламируемому продукту (кухонная печь) она не имела. В этом-то и заключалась моя ошибка». А вот что говорит Л. Барнетт: «Я могу привлечь внимание, показывая человека, спускающегося по лестнице с носком во рту. Но это будет скверная реклама, если носок не будет совершенно уместным».

Потенциальный потребитель должен не разглядывать картинки в рекламе, а воспринимать их как часть необходимой информации – от главной иллюстрации переходить к тесту, далее, при уяснении аргументов, соображений, разъяснений, пользоваться другими иллюстрациями.

Наиболее эффективны объявления, в которых одновременно используются, дополняют друг друга и визуальные, и вербальные элементы. Большинство объявлений, по описанным выше причинам, являются смешанными, использующими и изображения, и словесное описание. Реже рекламисты прибегают к исключительно текстовой рекламе. Обычно иллюстрациями «жертвуют» по двум причинам:

– слишком маленький размер объявления,

– плохое качество печати газеты, журнала или другого носителя.

Соотношение вербальных и визуальных элементов в каждой конкретной рекламе подбирается, исходя из контекста самого предложения потребителю, а также в зависимости от выбранного подхода реализации поставленных задач.

Данная работа посвящена лишь одному из компонентов рекламы – тексту. Его создание  не должно показаться сложным делом для того, кто достаточно хорошо потрудился на подготовительных этапах сбора и обработки информации, для тех, кто учел все факторы, влияющие на выбор формы и содержания излагаемой информации.А. Ермак. Команда, которую создал я

 

 

Процесс создания рекламного текста

 

Любая большая работа исполняется легче, если ее представить в виде нескольких последовательных шагов. Так, процесс создания текста объявления можно разложить на девять основных этапов.

 1. Сбор информации о товаре (услуге), потребителе, рынке и рекламоносителе;

2. Формулировка выгод, предоставляемых потребителю товаром (услугой);

3. Выбор основной идеи;

4. Выбор характера, метода и формы воплощения основной идеи;

5. Создание заголовка, основного текста и коды;

6. Литературная обработка текста;

7. Оформление текста;

8. Разработка вариантов текста;

9. Тестирование текста.

На всех этапах работы над текстом необходимо иметь под рукой как можно больше информации, касающейся конкретного продукта. Эту информацию лучше всего представить в виде специального информационного перечня, позволяющего легко находить потребовавшиеся данные.

Объем собранной информации может быть очень большим. Но иначе невозможно рассмотреть товар с разных сторон, достаточно глубоко понять его, осознать значимость и взаимоподчиненность различных фактов, масштаб проблем. Обширные и всесторонние знания позволяют отсеивать второстепенное, тривиальное, и при этом выбирать главное, концентрироваться на нем. Кроме того, многочисленность собранных данных повышает доказательность приводимых утверждений, помогает выстроить логику развития текста, составить верную композицию, подобрать соответствующий эмоциональный фон и т.д.

В журналистике считается, что в среднем в окончательную публикацию попадает 1/10 часть от всей собранной информации. В рекламе эта пропорция гораздо больше, может быть и 1/100.

Содержание рекламы разрабатывается на основе информации о товаре, потребителе, рынке, параметров рекламного сообщения. В основу закладывается ориентация на потребности покупателя, которые должны быть удовлетворены характеристиками продукта. Соответственно выстраивается следующий информационный перечень:

 

1. Характеристики товара, потенциального покупателя, рынка, параметры рекламного сообщения;

2. Выгоды, предоставляемые товаром потенциальному покупателю;

3. Ключевые выгоды.

 

Перечень можно также представить себе и в виде своеобразной информационной пирамиды:

 

ключевые выгоды

предоставляемые выгоды

характеристики товара или услуги

 

 

Характеристики

 

Четкое представление о четырех рекламных переменных – о целевой аудитории (желательном реципиенте рекламного сообщения), о продукте, который предстоит рекламировать, о рынке, который предстоит осваивать, и о параметрах размещения в рекламоносителе – основа в создания эффективного рекламного сообщения.

Сбор необходимой информации не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего он требует существенных затрат времени и организованного подхода. Конечно, легче искать, когда знаешь, где искать. Так, информацию для перечня характеристик можно взять из следующих источников:

– имеющиеся рекламные разработки,

– публикации о компании,

– имеющиеся рекламные материалы,

– данные исследований,

– материалы конкурентов,

– личные впечатления.

В имеющихся рекламных разработках могут быть:

концепция предстоящей рекламной кампании (разработанная как рекламодателем, так и рекламным агентством);

бриф (формулировка основной рекламной цели конкретного сообщения, описание отстройки от конкурентов, целевой аудитории покупателей, продукта, компании, выгод, стилистических особенностей, сюжета и т.д.);

внутренняя концепция представлений компании о самой себе (имеется в основном у крупных корпораций. Служит для формулировки принципов корпоративной философии);

фирменный стиль (требования по соблюдению единого стиля всех материалов о компании: фирменный цвет, шрифт и т.д. Эта информация помогает выдерживать генеральную линию рекламы компании, эффективно воздействовать на потребителя через разные виды сообщений и рекламоносителей).

Публикации о компании можно разделить на два типа:

– публикации собственно о компании,

– публикации о рынке, на котором действует компания.

И первые, и вторые чрезвычайно важны. Публикации о компании дадут возможность взглянуть на нее со стороны, выделить детали, которые остались незамеченными ее собственными сотрудниками или обслуживающим ее рекламным агентством. Публикации о рынке покажут положение компании на нем. Возможно, укажут на характеристики товара, позволяющие успешно продвигать его, подскажут новые пути продвижения.

Богатую информацию могут предоставить уже имеющиеся у компании рекламные материалы, такие как:

– листовки,

– проспекты и буклеты,

– печатные объявления,

– аудио– и видео ролики,

– образцы наружной и транспортной рекламы,

– сувенирная продукция,

– и т.д.

Рекламные материалы разных годов могут показать, каким образом, куда движется компания, как развиваются ее товары или услуги. Опыт прошлых лет поможет устранить возможные ошибки. Стоит покопаться в архивах, старых подшивках и для того, чтобы, возможно, обнаружить интересный факт. Не исключено, что старые удачные находки пригодятся и для новой рекламы. Например, слоган Аэрофлота прошлого века «Меньше в пути – больше в отпуске» и сегодня весьма привлекателен.

Без данных исследований рынка потребителей, дистрибьюторов, продавцов, конкурентов, цен и прогнозов, просто нельзя говорить о грамотном подходе к разработке рекламы. Их наличие при подготовке рекламного текста обязательно.

Потребители укажут, что нравится и не нравится в товаре. Именно им его покупать. Если речь идет о моющем средстве, то стоит поговорить с домохозяйкой, об автомобиле – с автомобилистом, с теннисистом – о ракетке и т.д.

Также ценным будет и мнение независимого специалиста в той или иной области. Он может отметить то, что упустили или не захотели по какой-либо причине отмечать представители рекламируемой компании.

Продавцы, непосредственно общающиеся с покупателями, часто знают о товаре и целевой аудитории больше, чем директор по маркетингу фирмы, производящей или распространяющей этот товар. Дистрибьюторы расскажут о возникающих сложностях при продвижении товара. Возможно, подскажут что-либо существенное в рекламной политике.

Стоит пообщаться и с работниками, изготавливающими товар. Часто они знают очень многое о производимом товаре. Особенно много могут рассказать опытные работники, могущие сравнивать товар, как с конкурентным, так и с ранее производимым. Они могут указать, как на преимущества, так и на недостатки.

Полезным будет и посещение места производства товара. Вот что пишет по этому поводу известный копирайтер А. Кромптон: «Если вы пишете рекламную кампа­нию для этого товара в первый раз и если у вас много времени, не бойтесь просить организовать экскурсию по предприятию. Мало что может помочь вам лучше понять вашего клиента и получить факты о том, как изготавливается его товар, из первых рук, чем экскурсия по его предприятию. Позвольте привес­ти пример. Меня однажды попросили написать рекламную кам­панию для „Черч Шуз”, некогда самой известной и самой до­рогой марки обуви в Англии. Ее оптовая цена была выше розничной цены обуви большинства других изготовителей. Итак, вы видите, что у нас была проблема с ценой. Я захотел узнать, куда расходуются все эти деньги.

Я провел день, наблюдая за изготовлением этой обуви. Подо­швы штамповались из кожи толщиной 2 дюйма. Их пришивали к передку дратвой, которую вощили вручную. Обувь действитель­но делали парой: никакой речи не могло быть об изготовлении полумиллиона левых туфель, такого же количества правых туфель и комплектации пар в конце конвейера. На изготовление одной туфли требовалось 200 различных операций; каждая туфля вруч­ную чистилась щетками из верблюжьего волоса для придания без­укоризненного глянца; и наконец, нанесение размера, стиля и тор­говой марки выполнялось тиснением из золота 88-й пробы. Я ушел убежденным в том, что, хотя обувь была очень дорогой, она стои­ла каждого пенса своей цены.

Я бы ничего этого не узнал, не попроси я об экскурсии на фабрику; и когда реклама была написана и представлена уп­равляющему „Черч Шуз”, даже он не знал о своей обуви всего того, что рассказало ему мое рекламное объявление».

Многое покажет анализ цен, прогноз продаж, общая оценка экономического положения в регионе, стране, мире.

Данные различных исследований можно разделить на следующие две группы:

– данные исследований и мониторингов независимых служб,

– данные исследований собственной маркетинговой службы.

Данные независимых служб помогут избежать субъективной оценки. Также они нередко указывают на то, о чем не думали или не хотели думать сами сотрудники компании.

Собственные исследования могут дать ответы на вопросы, которые не были заданы в «чужих» исследованиях.

Полезную информацию обычно предоставляют и материалы конкурентов: имеющиеся рекламные разработки, публикации о компании, рекламные листовки, брошюры и т.д.

Чужие документы, образцы помогут найти ключевые характеристики в своем товаре, дадут возможность выделить те из них, которые не могут соперничать с чужим товаром. При изучении материалов конкурентов возможно также будут определены и те характеристики, на которые следует делать основной упор в рекламе. Очень часто самые важные аспекты, которыми руководствуются современные покупатели, легко обнаружить именно в рекламе успешно действующих на рынке соперников.

Не стоит пренебрегать личными впечатлениями. Любой рекламист – прежде всего обычный человек, покупатель, который пользуется большинством тех же товаров и услуг, что и окружающие его люди. Поэтому всегда стоит взглянуть на продукт не с точки зрения продающего профессионала, а как бы глазами рядового покупателя.

Необходимо внимательно изучить, исследовать предполагаемое приобретение. Возможно удастся заметить то, что уже давно приелось, то, что уже давно не замечается. Ведь когда очень часто о чем-то думаешь, что-то разглядываешь, то глаз «замыливается» – перестает замечать некоторые детали. Можно просто потрогать товар, побросать его на пол, в воду и т.д. Можно изучить его фотографии с разных ракурсов. Возможно какое-то действие, новый взгляд помогут обнаружить новых подход к будущему рекламированию.

Полезно и непосредственно опробовать товар в действии: прокатиться на рекламируемом автомобиле, съесть бутерброд из рекламируемой колбасы и т.д. В таком случае рекламист, с одной стороны, может получить важную информацию о достоинствах или недостатках товара, с другой, внутреннее убеждение в действительной ценности предлагаемого продукта. А это безусловно поможет при написании текста, в придании ему искренности.

На практике копирайтеры – создатели рекламы – нередко ограничиваются одним источником информации – или брифом, или рекламными материалами, или личными впечатлениями. Это приводит к ограничению объема информации. В таком случае многие важные характеристики товара или услуги могут вообще выпасть из поля зрения копирайтера. А это значит, что могут быть упущены важнейшие продающие моменты рекламы.

Лень, спешка – плохие помощники. По словам Огилви только на изучение маргарина «Гуд Лак» он потратил десять дней. А во время подготовки рекламной кампании автомобиля «Мерседес» его люди были отправлены на производство, где они провели три недели с инженерами компании «Деймлер-Бенц». И это время не прошло для них даром – созданная командой Огилви реклама способствовала увеличению продажи этой машины в США с 10 до 40 тысяч в год.

При сборе информации нельзя ограничиваться. Чем больших различных источников информации, тем больше самой информации и тем точнее, направленнее, эффективнее будущая реклама.

 

Товар

 

На основе информации, собранной из различных источников, составляется перечень основных характеристик товара. У различных групп продуктов (или услуг) могут быть свои специфические отличия. В качестве же основных характеристик, которые необходимо иметь для разработки текста, можно выделить следующие:

    наименование товара,

    товарная категория,

    название производителя (дистрибьютора),

    цена (розничная и оптовая),

    местонахождение производителя (дистрибьютора),

    фирменный стиль (товарный знак, логотип, цветовое решение, шрифт и т.д.),

    размеры товара,

    форма, (вот как, например, эта характеристика учтена в рекламе шоколада «RitterSport» – «Квадратный. Практичный. Хороший»);

    цвет,

    технические характеристики (скорость, давление и т.д.),

    другие характеристики (возможно, вкус, запах, текстура и т.д.),

    зрительные впечатления, образ товара в глазах потенциальных покупателей (позитивное и негативное),

    сырье, из которого производится товар,

    состав товара (химикаты, консерванты, добавки и т.д.),

    технология изготовления товара,

    время изготовления,

    место изготовления,

    оборудование для создания,

    люди, задействованные в создании товара,

    история создания товара (когда, где кем был впервые создан и применен, были ли другие названия товара, вносились ли изменения, усовершенствования, есть ли романтическая история типа «Настоящая русская водка делается только в России»);

    местонахождение производителя,

    упаковка товара (размеры, форма, материал, цвет, маркировка и т.д.),

    функции товара,

    процесс применения товара, свойства продукта: сфера и способ применения (например, в рекламе текилы используется описание процесса употребления продукта с солью, лимоном и пр.),

    эффективность действия товара,

    потребительские преимущества товара перед другими подобными продуктами,

    возможная причина приобретения товара покупателем (для личного пользования, для деловых нужд, в качестве подарка и т.д.),

    частота покупки товара потребителями,

    товар – предмет первой необходимости, роскоши и т.д.,

    степень новизны товара на рынке,

    привычность потребления данного товара,

    срок службы товара, срок годности/эксплуатации,

    предоставляемые гарантии (например, компания «Hyundai» предлагает «рекордные» 5 лет гарантии на свои автомобили),

    места продажи,

    наличие сервисных центров,

    время продажи (сезонность),

    складские запасы,

    транспортировка,

    условия поставки товара продавцам (эксклюзивность, ограничения),

    соотношение оптовых и розничных продаж,

    данные продаж в разных местах, в разное время,

    данные исследований, экспертиз,

    мнения о товаре торговцев, покупателей, конкурентов, экспертов, средств массовой информации,

    правовые нормы, регулирующие область применения и рекламы товара,

    житейские истории, связанные с товаром.

Конечно, не все из перечисленных характеристик товара будут использованы в рекламе. Но, во-первых, заранее никогда не известно, что именно пригодится в будущей работе. Во-вторых, всестороннее знание товара придаст рекламисту чувство уверенности, что безусловно наложит отпечаток на убедительность будущего текста.

 

 

Потребитель

«Почему люди должны проявлять к вам интерес, если вы первым не проявили интереса к ним?»

Д.Карнеги

Одной из наиболее распространенных в рекламе ошибок является проецирование рекламистами своих собственных психологических установок, вкусов, ценностей на целевую аудиторию. Но то, что нравится одному человеку, может отвращать другого. Люди разнятся по многим параметрам. В рекламе необходимо очень хорошо представлять себе потенциального покупателя, учитывать вкусы и привычки человека, к которому обращаешься. Эффективным будет только то сообщение, создатель которого ставит себя на место потребителя, говорит с ним на его языке.

Популярная в профессиональной среде фраза: «Я предпочитаю клубнику со сливками, но на крючок удочки насаживаю червяка» – бытовое выражение необходимости ясного и достоверного представления об объекте (рекламного) воздействия, а именно: кто в чем нуждается, и как рекламируемый продукт может удовлетворить данные потребности.

Общеизвестным фактом является то, что люди разного возраста, дохода и профессии, живущие в разных регионах, имеют разные потребности. Данная закономерность лежит в основе принципа сегментирования рынка и обособления группы потенциальных потребителей определенных товаров.

Вместе с тем, у этой самой общности людей вполне естественно будут разные вкусы и ценностные ориентации, культурный и образовательный уровень, и соответственно она будет по-разному восприимчива к различным типам аргументации. В этом состоит еще одно испытание для рекламиста (на практике часто непреодолимое) – подобрать верный «тон для разговора» с реципиентом рекламного сообщения, необходимое количество и качество доказательств и представить их самым подходящим для конкретной аудитории образом.

И в этой ситуации нельзя найти один «универсальный» подход, направленный на «среднего» потребителя. Продуктов, производимых «на любой вкус» и «для любого возраста» совсем немного, и они редко пользуются успехом. Маркетологи едины: «среднестатистического» потребителя не существует. Современный развитый рынок фрагментирован и состоит из отдельных групп потребителей, отличающихся друг от друга по многим характеристикам. Даже такой, казалось бы, «бесполый» продукт, каковым являются сигареты, в современном обществе имеют различный рекламный «род» – мужской («Marlboro», «Camel» и т.д.) и женский («Virginia Slims», «Eve» и пр.). Эффективное рекламное воздействие возможно только если оно адекватно и направлено на подходящий потребительский сегмент.

Копирайтер соответственно должен очень хорошо представлять себе портрет соответствующей аудитории. Грамотные компании всегда выделяют группы потребителей, являющиеся наиболее перспективными потенциальными покупателями, и, соответственно, сосредотачивают свои усилия именно на них. Определенная таким образом целевая аудитория основательно изучается. Именно для нее разрабатываются конкретные рекламные сообщения, подбираются соответствующие иллюстрации, пишутся тексты.

Для компаний, торгующих предметами повседневного спроса, может быть подходящей достаточно широкая аудитория. Для небольших фирм, продвигающих товары на узкие сегменты рынка, группа наиболее перспективных клиентов может быть маленькой.

Нередко крупные компании дробят широкую аудиторию на более узкие сегменты. Это происходит в тех случаях, когда они перестают добиваться хороших результатов с помощью рекламы, обращенной к широким кругам населения…»

 

 

Прочитать, скачать или купить книгу А. Назайкина «Рекламный текст в современных СМИ» на «ЛитРесе».

   
   

 

     
   

 

Назайкин А.Н.

Иллюстрирование рекламы

Издательство:  Эксмо.

1-ое издание – 2004г., тираж: 3 000 экз.

2-ое репринтное – 2005г., тираж: 3 000 экз.

Твердый переплет,  320 стр.

ISBN 5-699-05281-Х

Формат: 70x100/16

 

Аннотация

В книге рассмотрены основные аспекты иллюстрирования рекламы. На основе отечественного опыта (свыше 150 иллюстраций), автор подробно и популярно объясняет, что и как нужно сделать создателям объявлений, чтобы получить наибольший успех от использования визуальных средств.

Книга рассчитана на читателей, по роду своей деятельности занимающихся рекламой: копирайтеров, предпринимателей – представителей мелких, средних и крупных компаний, работников средств массовой информации и рекламных агентств. Кроме того, книга представляет интерес для студентов и преподавателей дисциплин, связанных с рекламной деятельностью.

 

Ключевые слова:

иллюстрация, размер, место, количество, цвет, содержание, фон, персонаж, вид, композиция, золотое сечение, композиция, баланс, гармония, контраст, акцент, шрифт, верстка.

 

Отрывок из книги

 

 

«…Сегодня трудно представить себе рекламу без визуальных компонентов. Мы их встречаем повсюду – в листовках и проспектах, в газетных и журнальных объявлениях, в «наружке», на интернетовских сайтах. Тяга к иллюстрированию коммерческого предложения не случайна, вполне обоснована. Современная наука убедительно говорит о том, что изображение объектов существенно облегчает восприятие связанной с ними информации, усиливает влияние рекламы. Данные различных исследований свидетельствуют о следующем:

– иллюстрированная реклама привлекает внимание 74% потенциальных покупателей (при том, что текстовая – лишь 44%) и увеличивает число прочитавших ее на 50%;

– запоминаемость сообщения повышается почти на 70%, когда в рекламе есть зрительный элемент, который можно вспомнить.

Такое сильное воздействие иллюстраций связано с тем, что около 80% всей новой информации запоминается человеком визуально. Видимые им объекты помогают наиболее достоверно, полно, быстро и легко сформировать образ то­вара или услуги, связать его с определенными мыслями и эмоциями.

Изображение, как средство коммуникации, очень удобно. Оно может быть очень сильно информационно-насыщенным: через различные детали передавать множество значений, смыслов и их оттенков одномоментно. Людям зачастую про­­ще что-либо нарисовать, чем объяснить словами. Слово более абстрактный знак, чем изображение, и потому воспринимается труднее.

Таким образом, для человека наиболее удобным является восприятие не словесной, а именно визуальной информации. Ее элементами в рекламных объявлениях являются:

– иллюстрация,

– фирменная символика (торговый знак, слоган и т.д.),

– иногда специально графически оформленный заголовок и другие части текста,

– различные дополнительные элементы (рамки , буллиты и т.д.).

Иллюстрация в рекламе выполняет целый ряд функций. В первую очередь, привлекает внимание потенциальных потребителей.

Другие функции:

– представляющая,

– организующая,

– интерпретирующая,

– трансформирующая,

– декоративная.

Представляющие визуальные объекты как бы рассказывают содержимое рекламы, показывают предмет рекламы, его пользователей, различные детали, связанные с предметом или пользователем.

Организующие иллюстрации служат для обеспечения гармоничной композиции рекламы, а также для акцентирования и связи частей текстовой информации.

Интерпретирующие изображения помогают при разъяснении трудной информации. Наиболее часто для этого используются различные графики и диаграммы.

Трансформирующие иллюстрации обычно представляют из себя изображения с переносным значением.

Декоративный характер визуальные элементы носят в тех случаях, когда они делают рекламу более привлекательной для восприятия.

 

На иллюстрации 1.1. среди примерно одинаковых по размеру и цвету объявлений первой замечается реклама компании «Анна». Это связано с тем, что в ней использована четкая иллюстрация – изображение дома.

На иллюстрации 1.2. мы видим пример представляющего изображения. Рекламируемый товар показывается с разных ракурсов. Демонстрируются его функциональные возможности.

 На иллюстрации 1.3. фотографии не просто организуют композицию, но и составляют изображение цветка – образ, способный усилить воздействие данной рекламы.

Иллюстрация 1.4. представляет пример использования интерпретирующих визуальных средств. С помощью имеющегося в объявлении графика потребитель может легче представить себе систему расчета стоимости услуг.

На иллюстрации 1.5. использовано трансформирующее изображение. Компьютер подвешен в прямом смысле. Однако потребители понимают, что на самом деле речь идет о возможных проблемах в работе прибора.

Иллюстрация 1.6. демонстрирует использование декоративных визуальных эле­ментов. Рамка в виде труб, с одной стороны, привлекает внимание за счет своей оригинальности, с другой стороны, представляет сам товар.

 

Рассматривая функции иллюстраций, следует иметь в виду, что визуальные объекты не могут существовать вне связи с текстом. В рекламе не бывает изображений без какого-либо словесного сопровождения. Иллюстрация и текст – равноправные партнеры – два важных структурных компонента рекламы, служащих единой цели: повлиять на потребителя.

Текст, состоящий в общем случае из заголовка, основного текста, коды, адресных данных, обладает, в сравнении с визуальными средствами, большей конкретностью. Он указывает точное место и время события, явления, имеет четко выраженные начало и конец, порядок восприятия. И в силу своей конкретности, точности, текст обладает весомой убедительностью. Именно он призван окончательно склонить потенциального покупателя к нужному решению. А в тех случаях, когда в рекламе не используется иллюстрация, текст (вернее, его часть – заголовок) выполняет и визуальные функции. Он принимает на себя первоочередное внимание потребителей, воспринимается ими не только в смысловом значении, но и в изобразительном. Читатель, глядя на заголовок объявления без иллюстрации, оценивает его размер, цвет, начертание шрифта и т.д.

 

На иллюстрации 1.7. представлены два объявления одинакового размера и цвета, с одинаковыми же заголовками «Сообщение». Больше внимания привлекает объявление акционерного общества «Отечественные лекарства». В первую очередь*  это обусловлено тем, что в его рекламе использован более крупный размер знаков заголовка. Т.е. заголовок воспринимается в данном случае именно как иллюстрация.

 

В зависимости от соотношения иллюстрации и текста, определяется тип рекламы:

постерный (или афишный), когда используется очень мало текста (за­частую рядом с изображением имеется лишь слоган и логотип),

уравновешенный, когда иллюстрация и текст значимо дополняют друг друга,

текстовой, когда иллюстрации носят второстепенное значение, а главную роль играет текст.

 

На иллюстрации 1.8. представлен пример постерного объявления. Рядом с изображением персонажа и предмета рекламы приводятся лишь слоган, название фирмы-производителя и адреса магазинов.

Уравновешенный тип рекламы демонстрируется на иллюстрации 1.9. В этом объявлении имеется и большая фотография, и значительное количество текста.

На иллюстрации 1.10 представлена текстовая реклама. В этом объявлении, кроме печатных знаков и рамки, нет других визуальных объектов.

 

Наиболее эффективны объявления, в которых одновременно используются, дополняют друг друга и визуальные, и вербальные элементы. Особенно важно применение иллюстраций тогда, когда потребитель на основе словесной информа­ции не может создать себе мысленный образ товара.

Большинство объявлений, по описанным выше причинам, являются смешанными, использующими и изображения, и словесное описание. Реже рекламисты прибегают к исключительно текстовой рекламе. Обычно иллюстрациями «жертвуют» по двум причинам:

– слишком маленький размер объявления,

– плохое качество печати газеты, журнала или другого носителя.

Но для исключения изображения из рекламы могут быть и специальные мотивы. Это часто происходит в следующих случаях:

– когда объявлению придается официальный, документальный характер (такой подход можно наблюдать на примере ранее рассматриваемых иллюстраций 1.7),

– когда объявление размещается между иллюстрированными посланиями конкурентов. В таком случае текстовая реклама будет контрастировать, выделяться.

 

На иллюстрации 1.11. среди трех объявлений одинакового цвета и размера более всего выделяется реклама компании «Инком-недвижимость». В этом текстовом сообщении, в отличие от двух других, нет ни изображений объектов (дом в рекламе ЗАО «Эллин-Эстейт»), ни выделенных геометрических форм (белый прямоугольник в рекламе агентства недвижимости «Арбат»).

 

Соотношение вербальных и визуальных элементов в каждой конкретной рекламе подбирается, исходя из контекста самого предложения потребителю, а также в зависимости от выбранного подхода реализации поставленных задач. Чем больше текста, тем более четко интерпретируется изображение, тем более кон­кретна направленность рекламы на определенную группу потребителей. Чем меньше текста, тем шире круг потенциальных покупателей. И отсюда становится понятным, почему афишный тип объявления, как правило, используется при рекламе массовых товаров и услуг, а текстовой – при продвижении сложных и специальных.

При работе с иллюстрацией всегда следует иметь в виду то, что изображение не может быть самоцелью – существовать совсем без текста или в смысловом отрыве от него. Потенциальный потребитель должен не разглядывать картинки в рекламе, а воспринимать их как часть необходимой информации – от главной иллюстрации переходить к тесту, далее, при уяснении аргументов, соображений, разъяснений, пользоваться другими иллюстрациями.

Визуальные элементы (самостоятельно и вместе с текстом) могут решать целый ряд рекламных задач:

– привлекать внимание потенциальных потребителей,

– удерживать интерес по ходу восприятия рекламы,

– разъяснять заявленные в тексте качества товара или услуги,

подчеркивать уникальность товара или услуги,

– создавать атмосферу доверия,

– возбуждать желание покупки.

При разработке иллюстраций важно помнить, что визуальные средства являются достаточно сложным инструментом рекламы. Их эффективность зависит и от того, как они собственно подготовлены, и от того, каким образом представлены в конкретном объявлении.

 

 

МЕСТО ИЛЛЮСТРАЦИИ В ОБЪЯВЛЕНИИ

 

Если рассмотреть даже очень большое количество современных отечественных объявлений, то все равно, определить какую-либо систему расположения иллюстраций в них невозможно. Рисунки, фотографии размещаются и под, и над текстом, и слева, и справа от него, и врезаются в «тело». Очевидно, что все в рекламных работах зависит исключительно от вкуса и настроения «творцов». Однако место, в котором находится иллюстрация, должно определяться прежде всего функциональностью. Если мы, конечно, думаем именно об эффективности рекламы.

А выбрать подходящее для изображений место достаточно просто. Нужно лишь исходить из законов восприятия информации человеком. Изображение «усва­ивается» правым полушарием мозга и поэтому иллюстрации лучше находиться в левой части рекламы. Текст воспринимается левым полушарием и ему более подходит правая часть объявления.

Также важно иметь в виду, что изображение (конкретное) всегда более притягивает внимание, чем текст (абстрактное). Поэтому в первую очередь человек замечает именно визуальные объекты.

Согласно многочисленным исследованиям, при изучении рекламы мы сначала смотрим на иллюстрацию, потом на заголовок под ней, затем в правый нижний угол (там обычно находится наименование производителя), далее возвращаемся к тексту и пробегаем по выделенным словам, в самом конце своей исследовательской работы читаем весть текст целиком.

Именно так потребитель поступает, исходя из определенной логики. Глянув на иллюстрацию, он обращает внимание на рекламу и идентифицирует ее с собой и своими потребностями. С помощью заголовка конкретизирует предложение. Изучив имя производителя, определяет степень доверия к нему (известный, малоизвестный, неизвестный). Затем просматривает основные аргументы (вы­деленные по тексту). В случае возникшей высокой заинтересованности – читает текст целиком, обрабатывая, таким образом, всю остальную информацию.

При этом человек пытается смотреть и читать так, как ему физиологически удобно, привычно. Слева направо*. Сверху вниз. По так называемой диагонали чтения: «слева – направо – вниз».

Такая последовательность чтения для наших глаз (и восприятия сознанием) является естественной. Взгляд движется легко и свободно «слева-направо-вниз» и с трудом против направления диагонали чтения. Поэтому, например, если человек увидит сначала иллюстрацию, находящуюся в центре объявления, то ему сложно будет вернуться «против течения» к пропущенному тексту, находящемуся выше или левее. И эта словесная информация при низкой заинтересованности в предмете рекламы, а также при наличии сильной конкуренции, может легко привести к отказу от изучения данного предложения.

Отсюда ясно, что в рекламе обязательно должны соблюдаться очевидные удобство и логика восприятия информации:

– иллюстрация – текст,

– сверху – вниз,

– слева – направо.

 При выборе места для иллюстрации следует иметь в виду, что эффективное объявление требует размещения зрительного пятна в оптическом центре. На нем останавливается взгляд читателя, бегло просматривающего газетную страницу или блок рекламных объявлений.

Зрительное пятно создается иллюстрацией или особо выделенным заголовком. Оптический центр находится чуть выше пересечения диагоналей прямоугольника объявления:

Таким образом, эффективные варианты размещения иллюстраций в объявлении могут выглядеть следующим образом:

– иллюстрация сверху, текст снизу,

– иллюстрация слева, текст справа.

 

На иллюстрации 2.1. представлен пример нижнего расположения текста. На иллюстрации 2.2 текст находится справа от изображения. Оба объявления в целом отвечают особенностями читательского восприятия.

 

Наиболее привлекающим внимание будет расположение иллюстрации в так называемом оптическом центре. То есть при варианте иллюстрация – сверху, текст – снизу.

При видимой ограниченности вариантов размещения изображения, создаваемая жесткая конструкция объявления может показаться стандартной, закостенелой. Но ведь выбор места для иллюстрации – это не вопрос творчества, а вопрос облегчения восприятия. Творчество же может (и должно) присутствовать в другом: в самой иллюстрации, в тексте, в композиции и т.д.

Некоторые копирайтеры, все же стремясь (неизвестно зачем) разрушить жесткую структуру, пытаются удержать внимание людей с помощью цикла иллюстраций, размещая их последовательно по объявлению в виде определенных схем, например: «C», «S», «Z», «V» и т.д.

Так в случае схемы «С» первые иллюстрации располагаются в правом верхнем углу, следующие – на левой стороне сверху вниз, и последние – в правом нижнем углу. При выборе «S»-последовательности первые иллюстрации находятся в правом верхнем углу, следующие – ниже на левой стороне, следующие – еще ниже по центру, затем – справа и последние – в нижнем левом углу. Такая же логика расположения фотографий и рисунков в схемах «Z» и «V».

 

На иллюстрации 2.3. представлен пример «С»-последовательности. Замысел соз­дания ряда изображений можно толковать двояко. В первом случае читатель должен скользить взглядом справа налево сверху вниз от услуг – к карте. Во втором также справа налево снизу вверх от карты – к услугам. И в любом из этих вариантов логика объявления не будет полностью соответствовать логике человеческого восприятия «слева-направо и сверху-вниз».

 

Безусловно, цикл интересных иллюстраций способен увлечь читателей. Но стоит ли рисковать их вниманием,  заставлять их преодолевать свои привычки во имя.... чего? Собственной оригинальности? В ущерб эффектив­ности рекламы?

Можно определенно сказать, что все нетрадиционные схемы («C», «S», «Z», «V» и т.д.) при одинаковом качестве иллюстраций будут заранее проигрывать традиционным. Ну, а самыми неэффективными будут, конечно же, те варианты, в которых законы восприятия нарушаются самым грубым образом. К сожалению, в современной отечественной рекламе таких примеров превеликое множество.

 

На иллюстрации 2.4. представлен пример размещения изображения под текстом. После изучения картинки читателю придется с усилием поднимать взгляд для того, чтобы прочитать текст.

Также неэффективно и объявление на иллюстрации 2.5. Здесь читателю придется «искать» текст слева от иллюстрации.

Иллюстрация 2.6. демонстрирует «комбинированное» нарушение законов восприятие. Изображение здесь и под текстом, и справа от него.

На иллюстрации 2.7. представлен пример заключения текста между двумя зри­тельно одинаковыми рисунками. В таком случае между иллюстрациями возникает конкуренция. Читатель не может определить для себя главное – с чего начать свое «путе­шествие» по объявлению. Неизбежно возникающее раздражение легко приводит к переключению внимания на другие, рядом стоящие объявления.

На иллюстрации 2.8 иллюстрация разбивает текст на две части: верхнюю и ниж­нюю. Естественно, нарушается логика восприятия сообщения. Человек смотрит на иллюстрацию, потом вниз и... ничего не понимает. В лучшем случае находит начало текста над фотографией. В худшем – переводит взгляд на другую рекламу.

Подобная же ситуация представлена и на иллюстрации 2.9. Здесь иллюстрация делит текст на левую и правую часть*. С такой же эффективностью воздействия на читателей, как и в примере 2.8.

На иллюстрации 2.10. приведен пример расположения фирменного знака, ло­­го­типа и реквизитов рекламодателя в левом верхнем углу над иллюстрацией. Сначала читатель не заметит их, направив взгляд в первую очередь к изображенному «стеклянно-металлическому» объекту. Затем будет искать в привычном нижнем углу.

 

РАЗМЕР

 

Известно, что при прочих одинаковых характеристиках большой предмет сильней приковывает к себе внимание, как говорят, «сразу бросается в глаза». Если к этому добавить то, что на крупном  объекте легче разглядеть детали, то становится очевидным: чем значительнее в своих размерах иллюстрация, тем большее количество читателей она привлекает. Но какого именно размера  изображение будет наиболее эффективным?...»

 


* Также определенное, но не решающее значение в этом примере имеет использование во втором объявлении «воздушного» контраста и вертикальной симметрии.

*  За исключением некоторых стран, где люди читают справа налево.

*   Среди других рекламных объявлений данное может быть воспринято как три отдельных модуля.

 

Прочитать, скачать или купить книгу А. Назайкина «Иллюстрирование рекламы» на «ЛитРесе».

   

   

 

     
    А. Назайкин. Практика рекламного текста

 

Назайкин А.Н.

Практика рекламного текста

Издательство: Бератор-Пресс, 2003 г.

Мягкая обложка, 320 стр.

ISBN   5-9531-0039-6

Тираж: 5000 экз.

Формат: 60x88/16

 

Аннотация

В отличие от большинства работ, исследующих рекламный текст с точки зрения семиотики, лингвистики, психологии и т.д., данное пособие рассматривает его исключительно с позиций практики. Автор ставил перед собой задачу изложить знания таким образом, чтобы ими было удобно пользоваться при непосредственном создании текста как неотъемлемой части рекламного сообщения. Для облегчения восприятия приводится значительное количество примеров из отечественной практики.

Книга рассчитана на читателей, работающих в рекламных отделах компаний, средств массовой информации, в рекламных агентствах, а также для студентов и преподавателей дисциплин, связанных с рекламой.

 

Ключевые слова:

стратегия, идея, форма, право, аргументация, текст, заголовок, основной текст, кода, звук, слово, предложение, абзац, эмоции, литературная обработка, шрифт, вариант, тест, специфика, товар, услуга, СМИ, копирайтинг.

 

Отрывок из книги

 

 

«…Основная идея будет воплощена тогда, когда содержание рекламного объявления отвечает так называемой формуле AIDCA. То есть: реклама должна привлекать внимание (attention), удерживать интерес (interest), создавать желание (desire), добиваться доверия (confidence) и требовать покупательного действия (action).

 

Внимание

Многие, считают, что главное – это любым способом привлечь внимание читателей: чем больше читателей объявление привлекает, тем больше потенциальных клиентов подготавливает. Обычно, эта задача достигается с помощью особенного способа и места расположения рекламы, за счет использования специального цвета, эпатажности, трех «С» (страх, смех, секс). Однако очень часто такая реклама привлекает исключительно механическое внимание. То есть человек замечает ее, но при этом не заинтересовывается предлагаемым товаром. Он может начать читать текст, клюнув на какую-нибудь приманку, но, разочаровавшись, не дочитает до конца.

В этом плане интересны результаты исследований американского ученого Дэниэла Старча. Так, он проанализировал итоги восприятия объявления, в котором содержалось очень крупное изображение собаки. Оказалось, что эта реклама была замечена огромным количеством читателей. Очень многие видели изображенную собаку, но меньше, чем две трети мужчин и меньше половины женщин, остановивших свой взгляд на объявлении, прочитали его в достаточном количестве, чтобы понять, что это реклама группы страховых компаний.

Практически такая же история была с объявлением бумажной компании, в котором содержалось огромное изображение льва. Зверя заметили очень многие, но едва более половины людей прочитали объявление достаточно, чтобы понять, что реклама связана с бумагой. Ни один из них не прочитал и половины всего текста. То есть даже тот, кого интересовала именно бумага, мог не прочитать это объявление только потому, что изображение льва сбило его с толку. Все та же основная ошибка – иллюстрация не указывала ни на товар, ни на его покупателя.

Как рисунки и фотографии подчас не соответствуют сути рекламы, так и начало текстов может не иметь отношения к продвигаемому товару. Безусловно такая реклама будет низкоэффективной. Чтобы привлечь внимание сообщение должно указывать на определенную потребность определенной аудитории. Если такого указания нет, человек не обратит на нее внимания или не дочитает до того момента, когда станет ясно, что это предназначено для него. То есть текст должен привлекать внимание именно целевой группы покупателей. Поэтому, работая над рекламой, необходимо сделать так, чтобы заинтересованные люди не только начали чтение, но продолжили его как можно дольше.

 

Пример текста, неудачного с точки зрения привлечения внимания:

 

Безопасное погружение без аквалангов на 7 дней с опытными инструкторами из Англии и Дании надолго запомнятся в виде английских слов и выражений.

Языковая школа «Benedict School» организует 7-дневное летнее погружение в английский язык для взрослых в комфортабельном пансионате ЭКО-школы в сосновом бору на берегу Оби.

Этот тренинг чрезвычайно эффективен для тех, кто хоть немного знаком с английским языком. Опытные преподаватели из Англии, Дании и Ирландии в паре с нашими педагогами руководят разноуровневыми группами по 4-6 человек. Интенсивная учеба днем дополнена великолепным вечерним отдыхом, который также выдержан в английском стиле (английские песни у костра, видеосалон, разговорные клубы, сауна, футбол, отличный пляж). Практически не переключаясь на русский язык, Вы погружаетесь в английскую языковую среду. Интенсивный разговорный курс плюс аудирование снимут барьер у тех, кто боится говорить на английском, и существенно разовьют навыки у тех, кто имеет опыт общения. За 7 дней и ночей этот тренинг продвинет Ваш английский на новый качественный уровень. За этот короткий срок Вы прекрасно подготовитесь к поездке за рубеж или приему иностранных гостей.

Условия проживания: 2 человека в комнате, горячая и холодная вода, вкусная домашняя кухня. Кстати, на территории Эко-школы размещается и детский языковой лагерь «Benedict Camp», где ваше чадо может параллельно с Вами изучать язык и отдыхать.

 «Бенедикт-школа»

 

Первый абзац данного текста воспринимается большинством людей как реклама водного погружения. Однако «аквалангисты», читая текст далее, не находят для себя ожидаемой информации. Люди же, желающие изучать язык, те, кому собственно и предназначается реклама, сбиты начальными строками с толку. Они не станут читать «чужое» объявление.

 

В иллюстрированной рекламе внимание потребителей привлекается с помощью сфокусированными на целевой аудитории визуальными элементами и текстом. В небольших неиллюстрированных объявлениях внимание привлекается текстом. В первую очередь заголовком, который называет реальные для покупателя выгоды, фокусируется на удовлетворении актуальных потребностей.

 

Интерес

Для того, чтобы человек продолжил читать привлекший его внимание текст, ему должно быть интересно. Если потребителя содержание рекламы не увлекает, то он, как покупатель, потерян. Человек просто прекратит чтение. До того, как поймет, насколько ему полезен описываемый товар.

Обработка информации требует определенных умственных усилий. В связи с этим человеку прежде всего нужна мотивация. Он должен быть уверен, что предлагаемая его вниманию информация действительно для него важна. А этого можно добиться только обозначив сначала потребности, которые удовлетворяет товар, и затем показав пути их удовлетворения. То есть интерес создается подчеркиванием выгод и предоставлением информации, которая отвечает на вопросы читательского сознания.

На уровень интереса положительно будет влиять предоставление информации новой, актуальной, увлекательной, оригинальной, понятной, динамичной, насыщенной и лаконичной.

Человек так устроен, что он даже бессознательно следит за всем новым, за изменениями происходящими вокруг него. Видимо, это связано с далеким прошлым, когда опасности и выгоды, которые скрывает в себе неизвестный предмет, заставляли людей, как и животных, внимательно исследовать каждую новую вещь. Человек стремится узнать что-либо первым или по крайней мере не отстать, чтобы не оказаться в затруднительном положении, или наоборот, вырваться вперед, получить преимущества.

Люди читают газеты, смотрят и слушают репортажи ради новостей. И в рекламе что-то новое будет эффективно работать. Надо только сообщить потребителю что-нибудь, чего он не знает. Или хотя бы упомянуть что-либо современное.

 

Пример текста, в котором акцентируется новизна подхода производителя товара:

 

               Русский патент. Дверь по прозвищу зверь

Новые технологии в области производства стальных дверей творят чудеса. Недавно на московском рынке стальных дверей появилась абсолютно новая дверь, которая называется «Крепкий орешек».

По оценкам специалистов, «крепкий орешек» является гордостью отечественной промышленности. В основу конструкции двери легли идеи лучших российских инженеров и дизайнеров, которые были дополнены мощью русского металла, и получилась русская дверь такой мощи, качества и красоты, о которых европейцам остается только мечтать.

Конструкция двери постоянно совершенствуется, и одним из последних шагов в этом направлении стали петли «БАРК».

Вы не задумывались, почему дверные и оконные петли скрипят, ржавеют, откуда в них появляется излишнее трение? Оказывается, все просто. В каждой петле есть ось. Именно она, будучи основным «работником», является и главным «вредителем». Малейший перекос при установке петли или отсутствие смазки приводят к плачевным результатам, перечисленным выше.

КБ «БАРК» решило проблему новым способом. Было предложено убрать из петель ось и заменить ее шаром. Результатом стало изобретение, перевернувшее дверной мир.

Петли «БАРК» не скрипят, не требуют смазки, не ржавеют, легко регулируются и кардинально упрощают операцию по «навеске» двери. Кроме того, ими оснащаются двери весом до 3000кг, усилие же, необходимое для открывания двери, не превышает 50г на 100кг веса.

КБ «БАРК» разработало также оригинальный способ крепления петель на дверь. Петли монтируются в углах полотна, в результате чего боковые и горизонтальные нагрузки сводятся к минимуму, а прочность крепления петель к раме и полотну двери увеличивается.

Минимальная цена двери составляет 280 долларов, и это при возможном размере 1050х2200, конструкция П1, с одним замком, отделкой кожей изнутри, порошковой краской снаружи, задвижкой, глазком, доставкой, установкой и гарантией.

Тел. ...

 

Концентрируясь на новостях, не следует забывать о том, что сильная деталь, современное событие может отвлечь внимание от самого предмета рекламы.

Для поддержания высокого уровня интереса к рекламе эффективно и использование актуальности – места, времени и т.д. Так обычно обозначают связь между сезонами и некоторыми категориями товаров. Например, ружья предлагаются перед началом охоты, елки и их украшения – перед Новым годом, дубленки перед похолоданием и т.д.

 

Пример использования наступающего времени года:

 

Zапас тепла

Скоро наступит зима. Хотелось бы, чтобы она была мягкой и снежной. Но ведь погода, как мы знаем, так непредсказуема. И вполне вероятно, что она будет довольно холодной.

Поэтому, пока зима еще не наступила, посетите наши магазины, где вы можете купить один из лучших обогревателей в мире всего за 999 рублей.

World wide comfort

Обогреватели ZASS, как и вся немецкая техника, отличается высоким качеством и долгосрочной эксплуатацией. Поэтому при покупке любого обогревателя ZASS вы получаете на него двухлетнюю гарантию...

 

Безусловно, текст должен быть интересно написан. Люди не читают скучной рекламы так же, как и скучных книг. Забавно, но иногда на газетной странице соседствуют интересная статья и тоскливейшая реклама. При этом текст и того, и другого написан одним и тем же коллективом журналистов.

Чтобы реклама читалась с интересом, в ней лучше писать не о том, что должен делать покупатель, а о том, что для него сделает товар. Поменьше прописных истин. Побольше аккуратности в обращении с мыслью и словом. Человек будет увлечен, если он не может сам закончить предложение или фразу. Если не в силах предсказать написанного далее. Если информация для него неожиданна. Если она искренне удивляет.

Текст должен быть оригинальным. Выделяться этим качеством среди других объявлений. Если текст подражает, напоминает уже написанное ранее, то уровень интереса к нему не будет высоким.

Описывая товар необходимо стремиться к простоте изложения. Тогда и текст читать будет легко и рекламируемый предмет не будет казаться слишком сложным для понимания. Сложные, «заумные» формулировки отталкивают людей, требуя от них чрезмерных умственных усилий.

Интерес не должен перебиваться словами, которые могут иметь другой или превратный смысл. Следует отсеивать любые не имеющие прямого отношения к делу детали, какими бы глубокомысленными они ни казались. Читателя не нужно отвлекать от сути дела, уводить в сторону от того, что его действительно интересует.

Если мысли путаются, если в тексте даются уклончивые обещания, то интерес к нему падает.

Если разговор с читателем идет не на его языке, то он так же может потерять интерес, посчитав, что данная реклама к нему лично не относится. Например, если речь идет о людях старшего поколения, то можно дать ссылку на годы их молодости путем определенных ассоциация (несколько старомодный язык, упоминание какой-то ретродетали и т.д.) Для молодежи можно сделать упор на моду, на создание определенного имиджа. В таком случае уместным будет современный слэнг. Для деловых людей подходящим будет их профессиональный язык («маркетинг», «менеджмент», «продажи», «прибыль» и т.д.)

В зависимости от аудитории в описании товара можно упоминать различные детали. Так, например, при продаже дома мужчине можно сказать:

 «В этом доме уже установлена антенна, принимающая три спортивных канала...»

Обращаясь же к покупателю этого дома женщине, можно подчеркнуть другое:

«Готовить на этой кухне – одно удовольствие...»

Если одновременно идет воздействие на всю семью, то упоминаются детали, интересующие всех участников принятия решения о покупке:

«В этом доме уже установлена антенна, принимающая три спортивных

канала...»

«Готовить на этой кухне – одно удовольствие...»

«Есть прекрасная детская комната...»

Интерес не успевает остынуть, если текст наполнен динамикой. Если действие в нем развивается в настоящем времени. Если в значительном количестве использованы глаголы, короткие предложения и абзацы.

Каждое слово должно быть максимально насыщено смыслом. Читатель легко должен представлять себе картинку, оперировать четкими понятными образами.

Текст не должен «буксовать» на необязательных повторах, излишней информации. Краткость – сестра таланта. Не стоит пытаться рассказать о товаре, фирме в одном тексте абсолютно все. Только необходимые для поддержания читательского интереса слова, детали. Переизбыток информации настолько же плох, насколько и ее недостаток.

 

Желание

Желание возбуждается образом, который представляет себе потребитель, «примеряя на себя» рекламируемые товар или услугу. Образ же складывается из ком­плекса характеристик и выгод, приведенных в объявлении. Читая текст, человек должен убедиться, что товар в точности соответствует его потребности.

Формирование образа может проходить через обращение к различным чувствам человека: через зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.

Пример обращения через зрение:

«Только взгляните на формы этого автомобиля...»

«Вы будете наслаждаться видом из окна...»

«Смотрите, как это красиво...»

Через обоняние:

«Волнующий аромат новых духов...»

«Хотите ощущать запах настоящего деревенского воздуха, свободного от выхлопных газов и городской грязи?..»

«Экзотический запах...»

Через осязание:

«Мягкая на ощупь...»

«Прикоснитесь к этим настоящим дубовым перилам и кленовым панелям...»

«Этот руль так приятно держать в руках...»

Через вкус:

«Вкус этого вина невозможно спутать ни с каким другим...»

«Какие сочные шашлыки можно жарить прямо во дворе на этом специальном мангале...»

«Прохладный коктейль будет необыкновенно вкусен на берегу этого теплого моря...»

Через слух:

«Даже на скорости шестьдесят и более миль в час самый сильный звук в салоне нового автомобиля «Ролс-ройс» исходит от часов»

«В этом доме вы будете просыпаться под пение птиц...»

«Слышите, как радуются дети ваших соседей, получившие в подарок...»

Доверие

Человек внимает только тому, что заслуживает доверия. Поэтому он будет много раз перечитывать заинтересовавшее его объявление, каждую фразу и каждое слово. Покупатель будет решать для себя – стоит ли откликаться на эту рекламу, внушает ли она доверие.

Работая над созданием доверительного текста, следует иметь ввиду, что современные люди более сложны, скептичны и циничны, чем в прошлом. Никогда ранее на человека не обрушивалось по несколько сотен рекламных посланий в день. Современный потребитель отдает себе отчет, что немалая часть обещанного является в лучшем случае не совсем достоверной.

Для того, чтобы реклама оставляла ощущение правдивости, в ней не должно быть ситуаций неестественных, вымышленных, таких, к которым потребитель отнесется скептически. Доверие людей возрастает, если иллюстрации и текст отражают картину реальной жизни.

Не стоит создавать надуманный образ товара, сочинять то, чего на самом деле нет. Ведь человек, привлеченный рекламой, увидев товар «в натуре», может очень легко разочароваться и отказаться от покупки.

Чем реальнее, правдоподобнее изображаемая ситуация, тем сильнее воздействие. Если иллюстрация или текст воспринимается со скепси­сом, то это отношение легко перенесется и на представляемый товар.

Разработчик рекламы должен быть уверен в том, о чем он заявляет. Искренность в таком случае будет не напускной. Читатель это почувствует.

Потребители не доверяют рекламным объявлениям, которые предлагают что-то очень замечательное по неожиданно низкой цене. В таких случаях люди видят некий подвох, приманку и воздерживаются откликаться.

Не доверяют люди и объявлениям, в которых использованы преувеличения. Поэтому продавцам стоит избегать превосходных степеней. Лучше отказаться от слов и фраз типа – «самый лучший», «наикрасивейший» или «фантастическое предложение» и т.д.

Реклама должна уважительно относиться к читателю. Трудно говорить о доверии и тогда, когда продавец глядит на покупателя сверху вниз, разговаривает с ним сквозь зубы или «похлопывает» его по плечу.

Создателю текста нужно концентрироваться на покупателе, а не на себе. Реклама не место для хвастовства. Не следует давать собственную оценку – «мы считаем», «мы думаем» и т.д. Слова «я», «мы», «нам», «наш» нужно употреблять с большой осторожностью. Слова же «Вы», «Вас», «для Вас» скорее всего будут уместны.

Не стоит недооценивать потребителя, считать его глупее себя. Кому приятно, если с ним обращаются не на равных. Покупатель легко может подумать: «За мои же деньги меня же и обижают». Такие мысли вряд ли приведут его к покупке.

Нельзя забывать, что главное лицо в рекламе – это покупатель. Не продавец, как бы ему этого ни хотелось.

Созданию атмосферы доверия будет способствовать индивидуальность рекламы. Чем четче человек представляет что либо, тем спокойнее к нему относится.

Часто хороший результат в формировании чувства доверия достигает метод «рассказа друзьям»: обращение от первого лица как бы к конкретному человеку. Люди в таком случае легче вступают контакт.

Таким образом, хотя текст и предназначен для многих сотен или тысяч людей, рекламное обращение должно быть доверительным, как будто направлено к одному единственному человеку.

В конце текста будет полезным указать не только название фирмы, но и имя человека, с которым предстоит контактировать покупателю.

Текст должен быть написан аккуратно, опрятно. Ведь малопривлекательная реклама заставляет думать, что и товар не лучше.

 

Действие

В тексте нужно не только указать на потребности человека, на пути их удовлетворения, но также и показать, что следует сделать для достижения необходимого результата. Примеры указания на необходимое действие:

«Купите...»

«Приобретите...»

«Обратитесь к нам...»

«Придите к нам...»

«Вызовите нашего агента...»

И т.д.

Действие возбуждается приглашением к нему, указанием причин необходимости совершить его быстро, немедленно:

«Купите сегодня, завтра будет дороже...»

 

Создание текста

 

Создание текста не должно показаться сложным делом для того, кто достаточно хорошо потрудился на подготовительных этапах – собрал и должным образом обработал все необходимые данные, нашел главную идею, выбрал метод и вид изложения аргументов и фактов, сверился с правовыми документами. Далее нужно просто изложить подготовленную информацию в письменном виде. Изложить в естественной, логичной последовательности. Для этого тест прежде всего должен быть четко структурированным…»

 

 

Прочитать, скачать или купить книгу А. Назайкина «Практика рекламного текста» на «ЛитРесе».

 

   
     

См.также:

Книги о медиапланировании

Книги о медиарилейшнз

Книги о менеджменте рекламы в СМИ

Книги о продажах рекламы

Книги о рекламе недвижимости

Англо-русский словарь по рекламе

     
           
       
   

۩

   
   

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru