...   ...
 

Александр Назайкин. Книги, лекции и семинары

 

Информационный повод в Медиарилейшнз и PR:  скандалы

   

   
 

Поиск по сайту:

Карта сайта

۩ На главную

۩ На главную

Лекции

Копирайтинг

Рекламная кампания

Медиапланирование

Реклама недвижимости

Менеджмент рекламы

Рубричная реклама

Продажа рекламы

Медиапланирование

Продажа рекламы

эффективность  рекламы

Медиарилейшнз

Брендинг

 

 

 

 

 

 

 

Текстовая версия лекции

 

Видеоверсия лекции

 

 

Текстовая версия лекции А. Назайкина "Информационный повод в Медиарилейшнз и PR:  скандалы"

Безусловно скандалы различного рода привлекают внимание журналистов . А многие представители деловых компаний даже категорично считают, что журналисты интересуются как раз только конфликтами, скандалами и не хотят писать о рутинной жизни компаний.

 
   

Иногда на «клубничку» журналистов целенаправленно ловят. Так, «презентация первого российского Словаря гендерных терминов в Российском историческом музее в Москве привлекла завидное внимание - несколько центральных телевизионных каналов, корреспонденты крупнейших газет, фотокамеры, вспышки...

Немногие научные собрания могут похвастаться таким вниманием СМИ. С чего бы это? А ларчик открывался просто: сотрудники Ассоциации социальной информации распространили примечательный пресс-релиз, в котором обещали разъяснить общественности значение некоторых новых терминов, в том числе - «гендер» и «фаллологоцентризм». Рискну предположить, что последний термин стал решающей приманкой для многих коллег, собравшихся на встречу...»

 
   

Так же широко освещался в печати круглый стол на тему «Закон о государственном языке и ненормативная лексика в СМИ» под председательством вице-спикера нижней палаты Владимира Жириновского: «На «круглый стол» в Госдуму пригласили писателей, художников и руководителей московских вузов. Но все они были вынуждены два часа слушать монолог лидера ЛДПР...»

Известно, что эта партия привлекает к себе внимание любыми возможными, в том числе и скандальными способами вплоть до засылки того же вице-спикера в расположение участников телевизионной игры «Последний герой». Многие издания откомментировали это событие.

Людям всегда особенно интересны скандалы с участием известных людей: политиков, кинозвезд, рок-певцов и т.д.

Скандалы на пользу там, где речь идет о популизме, о непритязательной публике, о массовой продукции. Часто они используются в шоу-бизнесе. Так, например, был раздут скандал певца Филиппа Киркорова с журналисткой, случившийся на его пресс-конференции в Ростове-на Дону:

«Киркоров: Меня раздражает ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон. Я не хочу, чтобы меня фотографировали. Вы мне надоели. Мне по..., как вы напишете. Как, собственно, и вы. Не люблю тратить время на непрофессионалов. Вы хотите, чтобы я сейчас ушел отсюда? Я уйду! Нет, я не уйду! Потому что уважаю других ваших коллег. А вы отсюда уйдете!

Немая сцена

Киркоров: Что? Взяла и ушла отсюда!

Встали и ушли!

Ароян: Вы считаете нормальным?..

Киркоров: Да, я считаю нормальным! Встала и ушла отсюда! Ремейков ей, видите ли, большое количество. На пресс-конференции к звездам нужно приходить подготовленными, а не так, как вы, - вчера у подворотни, а сегодня здесь, во втором ряду. Все, до свиданья! Говорить сначала научитесь по-русски. До свиданья, все.

Ароян: Вы звезда...

Филипп Киркоров: А вы - п..!»

В итоге журналисты разных изданий даже объявили певцу некий информационный бойкот. И конечно написали об этом. А что еще кроме упоминания (не важно какого) нужно шоу-звезде. Тем более, что по прошествии незначительного  количества времени певец покаялся и журналисты простили его, снова взяли на карандаш. Ведь им писать-то о ком-то надо. Это прекрасно понимал сам герой, затеявший скандал: «О ком тогда будут писать? Пока газеты и журналы не напечатают на обложке либо меня, либо наше звездное семейство, либо не напишут про нас какую-нибудь гадость... Только тогда их покупают. Объявив бойкот мне, они в первую очередь объявят бойкот себе.»

В скандалах нередко от слов переходят к «делу». Так, на презентации клипа группы «Муммий Тролль» «...главным событием вечера стала небольшая, компактная драка, устроенная на сцене представителями «Вилкса». Драка, как позже выяснилось, была ненастоящей: просто рижские клипмейкеры, люди столь же талантливые, сколь и свободолюбивые, решили несколько снизить пафос мероприятия...»

Но до настоящей драки дошло в продвижении одной из российский певиц, о чем с удовольствием рассказало немало СМИ. Технология действа раскрывается в следующем материале: «… некото­рые еще не поняли, что твор­чество продается хуже, чем скандал. Или делают вид, что не поняли.

Чемпионкой по пиару самой себя все же следует признать  А.Б. Пугачеву. С одной стороны, она давно, раньше всех наших попсовых персонажей, при помощи тогдашнего су­пруга режиссера Александра Стефановича продумала свой образ и характер сплетен о своей личной жизни и умудря­ется поддерживать высокий градус интереса к своему, бу­дем честны, давно уже уныло­му бренду. С другой - цинич­но подписывает письма к пре­зиденту, чтобы он защитил ее личную жизнь от вторжения.

У персонажей помельче - полет пониже. Хотя летят все в том же направлении. Вряд ли кто узнает со стопроцентной достоверностью, что все же произошло в се­мействе Семендуевых. Но факт - любая «баба, мужем битая» (их всегда в России - богатый ассортимент) мо­жет только позавидовать пе­вице Жасмин. Редко кто из одной ссадины на переносице извлечет столько бонусов. И редко какой женщине удаст­ся так роскошно пособачиться с мужем. Не на кухне в те­чение двух часов, а пару меся­цев в режиме публичного нон-стопа.

Сегодня все газеты пишут (со слов Семендуевой), какой Семендуев деспот и самодур. Завтра все газеты пишут (со слов Семендуева), какая Семендуева изменщица и стерва. Через пару недель скандала дрогнула и программа «Вре­мя» на «Первом канале». При каких, скажите, погодных условиях певица Жасмин мог­ла еще появиться в девятича­совых новостях главного офи­циального канала?...

История, из которой учас­тники пытаются выжать все до капли, не выжала у публи­ки главного - романтичной слезы и восхищения. В таких делах эмоциональные «слив­ки» снимает тот, кто прибе­жал первым.

А первой была певица Вале­рия. Эта скорбная мать троих детей практически погубила карьеру своего бывшего мужа Шульгина, при этом сильно подняв свой рейтинг. Кто ей помог, не знаю, но это был отличный специалист. График был примерно такой же, как сейчас с Жасмин.

В газету позвонила менед­жер и дала суперсекретный телефон суперсекретной квар­тиры, где «тайно» живет Вале­рия, «готовая к интервью».

- Ох, я даже не знаю, где с вами встретиться. За мной сле­дят... - сказала она в трубку.

Ни в кафе, ни в кино, ни в ре­дакции... Сошлись на том, что она придет ко мне домой. И она пришла в темных очках и длинноволосом парике. Интер­вью брать не пришлось. Вале­рия была оснащена школьной тетрадкой, где круглым почер­ком без помарок было написа­но некое заявление.

Ничуть не умаляя профес­сиональных достоинств певи­цы, замечу, что они лежат не в области изящной словеснос­ти. Текст от ее имени был на­писан журналистом, и журна­листом хорошим…»

Хорошо придуманный скандал всегда действенен. В начале 2008-го года возле завода плавленых сыров «Карат» был украден, а через некоторое время невдалеке в сугробе найден 200-килограммовый медный сырок «Дружба». И хотя многие посчитали событие придуманной пиар-акцией, сюжет о сырке показало даже центральное телевидение.

Также на краже было выстроено продвижение новой книги о Гарри Потере. Накануне ее выхода из печати ее текст был украден.

И также накануне церемонии награждения киноакадемии вдруг пропали, а потом нашлись фигурки вручаемых «Оскаров».

И также некий иностранец в Петербурге уронил в реку часы ранее не известной россиянам марки, но стоившие по его словам несколько сотен тысяч долларов. Поиски освещало множество СМИ.

И также, и также, и также…

Часто в скандалах используются темы «ниже пояса». Так многие и отечественные и зарубежные СМИ написали о лесбийском шоу устроенном дуэтом «Тату» на Красной площади.

Также СМИ не обошли вниманием судебный процесс в Латвии, где к ответственности привлекли болельщицу, выскочившую во время футбольного матча на поле голышом. На плече нудистки была татуировка с логотипом коммерческой фирмы.

Эту тактику с успехом использовало казино GoldenPalace.com. Сначала его логотип наносили на «пятую точку» боксеры. Затем на открытом чемпионате США по теннису его «открыла» на своей груди известная порнозвезда. А во время олимпиады 2004 года многие телеканалы показали, как во время соревнова­ний по прыжкам в воду на трамплин внезапно выскочил мужчина, обнаженный торс которого украшала все та же надпись.

Скандальные технологии получают все большее развитие. Связано это, во-первых с тем, что происходят определенные изменения в морали современного общества. То, что вчера казалось невозможным, неприемлемым сегодня дело обыденное – люди не скрывают своей гомосексуальной ориентации, парочки занимаются любовью в прямом эфире различных телепроектов, священники позируют перед фотокамерой и т.д.

Во-вторых, дело в том, что рано или поздно все становится привычным и скандалам приходится с каждым разом выходить на все более высокий уровень «скандальности». И здесь следует иметь в виду, что любая скандальная личность или компания когда-то окончательно приедается, их скандальность переходит в разряд обычных, привычных, и они больше не интересны ни обществу, ни, разумеется, журналистам.

Однако большинству компаний не нужны скандалы. Как говорят, дыма без огня не бывает. Поэтому лучше, чтоб не было и дыма...

Вместе с тем, некоторые компании, организации стараются привлечь внимание СМИ любыми средствами, при этом совершенно не задумываясь о конечном результате своих действий. Так, политическая организация «Идущие вместе» попыталась в своих целях использовать скандал вокруг прибывших в Москву для корриды быков. Активистами «ИВ» была организована акция по спасению животных. В итоге корриду отменили. Быков спасли. Но, как оказалось далее, только временно. Животные, брошенные всеми, в том числе и «спасителями», стали болеть, голодать, погибать. Вместо благородной славы «Идущие вместе» получили скандальную. Так, газета «Известия» озаглавила один из материалов о ситуации с быками «Мычащие вместе».

Почти то же самое у «ИВ» случилось во время акции по уничтожению книг скандального писателя. Многие газеты и журналы написали о «действе». Телевидение подробно показало его. Но вместо поддержки, «Идущие вместе» получили обратную реакцию. Многие зрители сравнили эту акцию с той, которую когда-то проводили фашисты, сжигавшие книги.

Очевидно, что скандальность привлекает внимание средств массовой информации. Но соответствующий отпечаток накладывается и на организаторов, участников акций. Скандальную репутацию легко заработать. Но от нее потом сложно избавиться.

Конечно, лучше продумывать, планировать результат акций заранее. И, конечно, стоит разрабатывать однозначно позитивные информационные поводы.

 

Видеоверсия лекции"Информационный повод в Медиарилейшнз и PR:  скандалы"

 

 

(готовится к публикации)

 

 

 

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книге А. Назайкина"Медиарилейшнз на 100%"

.

 

 

 

 
   

 

 

См. также:

Введение в курс «Медиарилейшнз»

Три цвета медиарилейшнз

Три цвета медиарилейшнз: черный

Три цвета медиарилейшнз: серый  

Три цвета медиарилейшнз: белый

Средства массовой информации в медиарилейшнз

Выбор СМИ в медиарилейшнз  

Внутренняя структура СМИ

Как работает редакция  

Журналисты 

Индивидуальные особенности журналистов

Списки журналистов

Информационный повод

Информационный повод:  качество товара или услуги

Информационный повод: Значимость

Информационный повод:  Благотворительность

Информационный повод:  новизна

Информационный повод:  интересные факты

Информационный повод:  оригинальность

Информационный повод:  конфликтность

Информационный повод:  конкурсы и акции протеста

Информационный повод:  скандалы

Информационный повод:  войны и терроризм

Информационный повод:  спонсорство и эксклюзивность 

Создание информационного повода

Материалы для публикации

Пресс-релиз

Текст пресс-релиза   

Структура текста пресс-релиза

«Шапка», контактные лица и выходные данные пресс-релиза  

Заголовок пресс-релиза 

Введение, основная часть и заключение пресс-релиза  

Редактирование и корректура пресс-релиза  

Пресс-релиз: иллюстрации

Пресс-релиз: фотографии

Пресс-релиз: оформление 

Виды пресс-релизов

Подборка фактов  

Бэкграундер, биография, заявление 

Меморандум

Медиа-кит

Журналистские материалы

Информационные жанры

Аналитические жанры

Художественно-публицистические жанры

Публикации в различных СМИ

Распространение информации

Прямое предоставление информации

Использование интернет-ресурсов

Публичное выступление

Текст выступления

Публичная речь

Спичрайтер  

Личное интервью

Интервью по телефону и для различных СМИ

Специальные мероприятия для прессы

Пресс-конференция 

Подготовка пресс-конференции

Проведение пресс-конференции

Различные виды пресс-конференций  

Брифинг

Презентация

Пресс-тур, дни открытых дверей  

Посещение объекта, путешествия

Организация пресс-тура

Посещение редакции 

Прием для прессы

Общие конференции и семинары  

Выставки и специальные мероприятия 

Управление медиарилейшн

Контакты с журналистами

Обеды, подарки и сувениры

Между рекламной службой и редакцией

Конфликтная ситуация

Пресс-секретарь

Пресс-служба

Пресс-клуб

PR-агентство

Организация медиарилейшнз

Бюджет информационной кампании

Мониторинг

Медиарилейшнз: оценка

Заключение курса «Медиарилейшнз» 

Лекции А. Назайкина

Узнай о рекламе больше

۩  

 
  ...

© Цитирование и перепечатка материалов с данного сайта разрешены только с указанием авторства и источника: Александр Назайкин – www.nazaykin.ru